Итоги выборов в Конгресс США

delta-1024x142

63_mainРеспубликанская партия США, одержав убедительную победу на “промежуточных” выборах, почти гарантировала себе внутренние склоки и подняла шансы Хиллари Клинтон стать президентом в 2016 году. Расстановку политических сил в США после выборов анализирует журнал “Новое время” (nvua.net).

«Разгром», «полный провал», и даже «резня» – именно такие эпитеты рассыпают американские СМИ, описывая итоги «промежуточных» выборов в США для местной Демократической партии. Однопартийцы президента Барака Обамы потеряли даже больше, чем предрекали многочисленные политологи и специалисты.

Верхняя палата Конгресса – Сенат – впервые с начала президентства Обамы оказалась в руках республиканцев. Из ста мест они уже точно контролируют 52. В двух штатах (они же –округа) победитель пока не назван, в еще одном состоится второй тур. Теоретически окончательный счет может быть таким: 45 у «ослов» (традиционное название демократов), 55 – у «слонов» (неофициальное прозвище республиканцев).

Число демократов в (нижней) Палате представителей сократилось с 199 до 174. Республиканцы, напротив, нарастили представительство с 233 до 242. Для большинства в 435-местной Палате нужно 218 депутатов.

Еще более тяжелые потери однопартийцы Обамы понесли на губернаторских выборах. Выборы в этот раз проводились в 36 штатах: в 24 победили «слоны» и лишь в восьми – «ослы». В остальных окончательные итоги пока не оглашены, но и там могут победить противники президента.

Республиканцы ликуют. В многочисленных интервью местным телеканалам они объявили, что глава государства «должен понять сигнал от избирателей, которые ясно дали понять, что недовольны текущим направлением движения страны». Они настаивают, что именно Обама теперь должен идти на компромиссы при обсуждении спорных вопросов, поскольку американцы поддерживают их, республиканцев, взгляд на перспективы развития страны. Проще говоря, они намерены навязывать президенту свою повестку дня.

Известный консервативный радиоведущий Гленн Бек объявил, что отныне Барак Обама – «хромая утка» и ничего более. Как правило, этот термин используется для описания президента, спокойно досиживающего последние два года своего срока без поддержки Конгресса в размышлениях о мемуарах и дальнейшей карьере. Такой президент, как правило, уже не способен взяться за проведение крупных реформ или стратегических проектов. Он просто следит за текущим положением дел и готовится сдать страну преемнику.

Признавая, что обычно все действительно именно так, Бек в своих программах призвал своих сторонников воздержаться от эйфории. По его словам, непопулярного Обаму, от которого во время кампании отвернулись даже его собственные однопартийцы, теперь ничего не останавливает от издания президентских указов по важнейшим вопросам, которые успеют наделать бед до прихода к власти следующей администрации.

Кроме того, такая ситуация позволит демократам публично отмежеваться от Обамы, а вину за конфликты между Белым домом и Капитолием возложить на республиканцев, которые получили контроль над Конгрессом. То есть пока республиканцы будут драться с уходящим в прошлое президентом, демократы будут следить за схваткой и набирать очки перед президентскими выборами 2016 года.

В принципе, Бек не так уж и не прав. Политики-демократы действительно все активнее критикуют деятельность Обамы, а серьезные противоречия между Конгрессом и президентом уже несколько раз приводили к полному параличу власти в Вашингтоне. В общем, победа республиканцев может выйти им боком через два года, когда надо будет выбрать кандидата для схватки с Хиллари Клинтон за Белый дом.

Предстоящие президентские выборы – еще один фактор, способный подорвать позиции «слонов». После успеха на «промежуточных» выборах объявилось сразу несколько политиков-республиканцев, считающих общую победу едва ли не собственным достижением. Многие из них метят не только на высокие должности сейчас, но и в президентские кандидаты от своей партии в 2016 году.

Линия разлома проходит между «старой гвардией» – политиками, давно обжившимися в Вашингтоне, обладающими связями, влиянием и деньгами, а также сравнительно молодой порослью – представителями «Партии чаепития» – правого крыла Республиканской партии, пугающими своим радикализмом в различных сферах даже «старших товарищей».

Представитель последних – 43-летний сенатор Тед Круз – уже дал понять, что не желает видеть главой сенатского большинства престарелого Митча Макконнела – выдвиженца «истеблишмента». Более того, Круз не очень-то и скрывает, что не отказался бы и сам занять эту должность, отправив коллегу на пенсию. Должность главы сенатского большинства – очень хороший трамплин для будущего выдвижения в президенты, поэтому мотивы Круза вполне понятны. Однако его поведение вызывает плохо скрываемое раздражение у более опытных и встроенных в систему однопартийцев. Жесткая предвыборная рубка между двумя лагерями внутри Республиканской партии уже сейчас выглядит неизбежной. Это обстоятельство, конечно, весьма тешит демократов.

Что еще хуже, даже в рядах «Партии чаепития» нет единого мнения о том, кто должен стать единым соперником Хиллари Клинтон в 2016 году. Среди возможных претендентов помимо Круза называют сенатора от Кентукки Рэнда Пола, конгрессмена Пола Райана, сенатора от Флориды Марка Рубио и ряд других, менее известных политиков. От «истеблишмента» им противостоят бывший губернатор Флориды Джеб Буш (брат предыдущего президента) и губернатор штата Нью-Джерси Крис Кристи, шансы которого, правда, невелики.

Ни один из этих людей не пользуется в Республиканской партии поддержкой хотя бы трети активистов. Более того, многие из них по тем или иным причинам совершенно неприемлемы для своих же однопартийцев. И если поражение на выборах могло бы привести к пересмотру всей стратегии Республиканской партии, появлению новых лиц и идей, то убедительная победа, видимо, законсервирует нынешнее положение дел, партия существенных реформ не претерпит.

Итогом консервации «слонов» в существующем виде вполне может стать поражение на президентских выборах 2016 года. Дело в том, что в силу демографических, идеологических и экономических причин доля традиционных республиканских избирателей (белых, верующих, обеспеченных мужчин) сокращается чисто арифметически. На выборах в Конгресс этот эффект был почти незаметен из-за крайней пассивности прочих демографических групп, но на президентские выборы приходят все, что автоматически (и весьма заметно) снижает шансы республиканцев.

Если в ближайший год «слоны» так и не сумеют привести свою партию в соответствии с быстро меняющейся американской реальностью, то следующим президентом США с большой долей вероятности станет Хиллари Клинтон.