Адвокат Светлана Осокина – новая героиня постоянной рубрики Диаспоры «Лица столицы».
– Светлана, чем вас приманила Калифорния?
– Ну, во-первых, погода. Во-вторых, я, как и миллионы моих бывших соотечественников, была уверена, что столица Калифорнии это, конечно же, Лос-Анджелес. Голливуд, Беверли Хиллз, Аллея звезд… Вот это все очень манило, и я просто мечтала попасть в этот город мечты. Тем более, я слышала, что в Калифорнии очень много русскоязычных. Кстати, мне и сейчас многие не верят, когда я говорю, что столица Калифорнии – Сакраменто.
– Вы родом из России?
– Родилась я в Харькове. Потом мы переехали в Киев, а после чернобыльской катастрофы родители увезли меня с сестрой в город Магнитогорск Челябинской области, где я и выросла. Там же поступила в университет. И когда я была студенткой, огромную популярность приобрела программа для студентов Work&Travel USA. Мне, конечно же, очень захотелось посмотреть, как живут люди в другой стране, «Макдональдс» опять же попробовать. И когда я сюда попала, я просто влюбилась в Америку. Тогда я полгода прожила в Вирджинии. Ну а когда я по той же программе приехала второй раз, уже в Калифорнию, я влюбилась в моего мужа и уже осталась здесь насовсем.
– То есть муж ваш из Лос-Анджелеса?
– Да, он родился в Армении, но вырос в Глендейле. Этот город еще называют американской столицей Армении. Вся родня мужа до сих пор живет там, так что в Лос-Анджелесе мы бываем очень часто.
– Светлана, отсюда напрашивается вопрос. Если у вашей семьи большое количество родственников в Лос-Анджелесе, почему вы в Сакраменто?
– Потому что Лос-Анджелес оказался совсем не таким, как нам его в кино показывают, и лично я там жить не могу. Мне всегда хотелось иметь простор, свободу, а не жить в бесконечных пробках. Вот приезжаем мы туда в гости, хотим поехать на океан, смотрим трафик и… остаемся дома. Поэтому в гости – с удовольствием, жить – спасибо, нет. Мы приехали в Сакраменто, когда я здесь поступила в университет, и этот город нас полностью устраивает. Этот город для меня более теплый, более домашний.
– Правильно ли я понимаю, что ваш переезд в эту страну прошел легко и просто – ни проблем, ни забот?
– Ох, если бы! Мне просто невероятно повезло с мужем, если бы не он, у меня бы здесь вообще ничего не получилось. Он меня поддерживал во всем. Он дал мне возможность учиться, получить профессию. И это заняло целых восемь лет нашей жизни. Да, я учила язык в России, но для того, чтобы стать адвокатом, мне пришлось начинать все практически с нуля. Сначала я пошла в Американ Ривер колледж. Потом окончила университет Сакраменто – получила бакалавра как политолог. Поработала немножко в нашем Белом доме и поняла – политика действительно дело «грязное» и ничего общего с этим я иметь не хочу. И, поскольку мечту попасть в Law school я лелеяла давно, я пошла учиться дальше.
– Почему вы решили стать именно адвокатом?
– Изначально я очень хотела стать прокурором. У меня больная тема – защита детей и защита животных. То есть это мне хотелось наказывать тех, кто творит беззаконие против того, кто сам себя защитить не может. Но во время учебы, в рамках одной из учебных программ, я побывала в детской тюрьме и вышла оттуда, рыдая навзрыд. После этого я поняла, что я не смогу делать это, то есть не справлюсь с работой на эмоциональном уровне. Поэтому я не пошла в ту сторону.
– А в какую пошли?
– Одно из направлений, которое мы изучали, были – налоги. И меня эта тема очень увлекла. Я стала брать больше классов, связанных с финансами, с налогами, с земельной собственностью.
– Это же скучно…
– Если бы вы слышали нашего профессора, который это преподавал, вы бы так точно не считали. Он настолько меня увлек, что уже сдав экзамен на адвоката, я стала заниматься вопросами, связанными со смертью, финансами, налогами и тем, что с этим можно сделать, чтобы облегчить людям жизнь.
– Облегчить жизнь тому, кто не умер?
– Именно. Здесь процедура наследования совершенно не такая, как в наших странах. И есть два понятия, которые должны запомнить абсолютно все: сделать траст – это хорошо, попасть в probate – это плохо. Если я начну сейчас рассказывать подробнее, у вас места в газете не хватит. Так что я всех призываю не откладывая на потом изучить эту тему, и – не важно, сколько вам лет – предпринять шаги, которые обезопасят ваших наследников от потери времени, нервов и огромного количества денег.
– То есть вместо того, чтобы зарабатывать страшные деньжищи на открытии наследственных дел и отнимать у людей последние центы, которые остались после выплаты долгов MediCare, вы решили лишать других адвокатов этого удовольствия?
– Можно и так сказать. Я сейчас стала много заниматься судебными делами, но, даже зная, что на судах адвокат зарабатывает намного больше, я все равно стараюсь при любой возможности не доводить дело до суда. Моя личная позиция – если можно договориться на хороших условиях – нужно это делать. Конечно, клиент в конечном итоге решает, каким путем пойти, но я сделаю все, чтобы выбор он делал осознанно и с открытыми глазами.
– Адвокаты бывают разные, но что их всех объединяет – это ужасно сложный экзамен. Сколько раз сдавали?
– Получилось сдать с первого раза, но экзамен действительно очень сложный. Сейчас он длится два дня (раньше был три) и пересдать можно только через полгода. Я сдавала его во время пандемии, и мы были первой группой, кто это делал онлайн. Было безумно страшно. Считается, кстати, что в Калифорнии и Нью-Йорке самые сложные экзамены, чтобы стать адвокатом. И я хочу сказать, что если вы провалили его, не расстраивайтесь, процент сдавших с первого раза невелик. Мне вообще кажется, что он нацелен больше на то, чтобы тестировать человека не на знания, а на прочность. И люди не справляются не потому, что они не знают или плохо учили, а потому что это два дня огромного стресса.
– А что там самое сложное, где топят-то?
– Топят на разных участках. Экзамен состоит из трех частей. Первая – вопросы на разные темы по 12 предметам. И конечно же это все на время. Вторая часть теста – это эссе. То есть тебе задают вопрос и ты, зная законы, которые могут быть там применимы, опираясь на них, развернуто отвечаешь на этот вопрос. И третье, это экспромт – тебе дают проблему, список законов и ты на основании полученного должен найти решение проблемы и обосновать свое решение. Это опять-таки все на время. Я отлично помню, как я сидела перед компьютером уже в конце второго дня и думала: «Так, если я сейчас упаду в обморок, я не сдам», поэтому дописала. Закрыла компьютер и потом практически упала в обморок. Это было абсолютно шоковое состояние.
– Свет, столько лет учебы, столько денег потрачено, столько нервов и бессонных ночей… это того стоило?
– Знаете, меня часто об этом спрашивают. Если ты понимаешь, что это твое – иди. А если для тебя получить юридическое образование что-то вроде запасного варианта – это того не стоит! Экзамен – это, по сути, подготовка к твоей будущей рабочей жизни. Ты будешь занят 24/7, у тебя будет взрываться голова от того, сколько еще тебе нужно сделать и при этом все твои деньги вначале будут уходить на долги за учебу. Поэтому я еще раз хотела сказать, что бесконечно благодарна моему мужу, который поддерживал меня на всех этапах. Если бы не он, я бы не смогла сейчас заниматься тем, что люблю.
– Адвокат – это женская работа?
– Ох, хороший вопрос… Сейчас женщин в этой профессии становится больше. Я работала в фирмах, где было больше мужчин, я работала в фирме, где было больше женщин. Все зависит от того, сколько времени ты хочешь отдавать своей карьере. Моему малышу 18 месяцев, и мне повезло, что мне мама помогает с ребенком. Если бы этой помощи не было, я бы не могла себе позволить работать на частную фирму с абсолютно нестабильным графиком работы. Я считаю, что женщине есть место в законе, статус адвоката открывает огромный спектр возможностей, в том числе можно пойти работать на государство, где график гораздо более вменяемый. Но стресса и там будет хватать. Это не та работа, где можно сказать – я все знаю и умею. Учиться новому приходится постоянно. Закон, это не таблица умножения – зазубрил и на всю жизнь. Каждое дело отличается от предыдущего, обязательно найдется пунктик или нюанс, который будет заставлять тебя искать новое решение. Мы же не только с законами работаем, а с людьми, а люди они всегда разные. Но это именно то, что я в своей работе считаю невероятно интересным!
Лица столицы: Елена Кос, мастер перманентного макияжа, блогер