Стала известна иммиграционная стратегия новой президентской администрации. Как и предполагалось, Трамп и республиканцы в Конгрессе намерены “закрутить гайки” для всех категорий жителей, не являющихся обладателями постоянной грин-карты или американского гражданства. Поэтому в самое ближайшее время получение вида на жительство в США станет невероятно сложной и долгой процедурой. Также с большими проблемами могут столкнуться иностранцы, получающие визы для въезда в Соединённые Штаты.
Так или иначе, самые худшие ожидания нелегалов всё-таки не сбылись. Трамп не собирается аннулировать программу DACA, которая гарантирует защиту от депортации, право на работу/обучение и возможность получать водительские права 720 тысячам жителей без документов (преимущественно — выходцы из Мексики, Сальвадора и Гватемалы).
Программу DACA, напомним, запустил в 2012 году Барак Обама чтобы повысить свой рейтинг среди латинос перед вторыми президентскими выборами. Программа была одобрена в обход Конгресса посредством исполнительного указа и сговора с тогдашним руководителем Департамента внутренней безопасности (DHS) Джанет Наполитано.
“Слоны” подвергли DACA критике с первого же дня. Больше всего их возмутил даже не тот факт, что Обама проигнорировал Конгресс, а дискриминационная составляющая программы.
Под неё попадали люди, которые оказались в США до своего 16-летия, находились в стране по крайней мере с 15 июня 2007 года, родились 16 июня 1981 года или позднее. Этим критериям соответствовали преимущественно перешедшие границу нелегалы, а не люди, просрочившие туристические или студенческие визы (в частности, те же русскоязычные “джейванщики”).
С одной стороны, Трамп мог ликвидировать DACA за один день. Для этого требовалось отменить соответствующий исполнительный указ Обамы и передать хранящиеся в Службе гражданства и иммиграции (USCIS) данные в Управление по осуществлению иммиграционных и таможенных законов (ICE). В таком случае “айсовцы” могли бы арестовать и депортировать 720 тысяч нелегалов в кратчайшие сроки.
С другой стороны, в депортации участников DACA нет никакого смысла.
Во-первых, они не имеют криминального прошлого, поскольку во время получения своего статуса проходили соответствующую проверку.
Во-вторых, они не могут претендовать на грин-карты и какие-либо государственные бенефиты. Фактически, от рядовых нелегалов они отличаются лишь тем, что не могут попасть в депортационную тюрьму, оказавшись не в то время, не в том месте.
В-третьих, многие участники DACA исправно работают, учатся, воспитывают детей и платят налоги. Их депортация могла бы сильно навредить имиджу президентской администрации.
Вместе с тем, республиканцы не собираются предпринимать каких-либо шагов по легализации участников DACA. Эти люди будут жить в США без надежды получить грин-карту ближайшие 4/8 лет и даже не смогут выезжать за границу. Их права есть и будут очень ограничены.
Что касается забора на границе с Мексикой, который, согласно предвыборной риторике Трампа, должен стать “самым неприступным сооружением на планете”.
Здесь главной проблемой является финансирование проекта.
Согласно Офису правительственной отчётности (The Government Accountability Office), у нынешней администрации есть два варианта. Первый: построить однослойный забор по цене $6.5 млн. за милю. Второй: добавить к однослойному забору дорогу вдоль него, а также несколько дополнительных решётчатых заборов. В таком случае цена проекта вырастет до $10.7 млн. за милю.
Таким образом, более-менее надёжный забор на границе протяжённостью 2,000 миль обойдётся в $21.4 млрд. Сумма очень внушительная, если учесть, что понадобятся деньги на обслуживание и охрану забора. Также могут возникнуть большие проблемы с некоторыми участками границы, имеющими статус заповедных зон и частных территорий, а также служащих для миграции животных.
Джордж Буш-младший, напомним, не смог достроить забор в рамках своего Secure Fence Act of 2006 именно из-за большого количества судебных исков. Одна такая тяжба была основана на том, что рабочие не могут трудиться в 100-градусную жару под палящим солнцем. В другом случае возведению забора мешал сложный горный ландшафт, требующий вмешательства опытных геодезистов.
Вместе с тем, некоторые советники Трампа по безопасности считают, что забор с Мексикой — дело второстепенное. Для закрытия границ гораздо важнее увеличить количество патрульных.
В идеале, чтобы границу круглосуточно охраняли 12,000 человек (один пограничник на каждые полмили при 8-часовой рабочей смене). Для этого, однако, потребуются очень большие деньги, которые теоретически могут быть добыты посредством сокращения государственного аппарата и ликвидации “зелёных” программ Обамы.
Судя по первым трамповским законам и указам, именно экология будет принесена в жертву безопасности.
Также стоит отметить, что пограничными строительными работами Трамп попытается сократить безработицу. По мнению экспертов, перекрытие границы с Мексикой может дать временную работу 200 тысячам человек.
Теперь — о самом важном.
Трамп намерен значительно усложнить процедуру получения политического убежища в Соединённых Штатах.
Во время президентства Обамы, напомним, Америка принимала 110 тысяч беженцев ежегодно, хотя конкретной квоты на эту категорию иммигрантов не существовало. Цифру в “110 тысяч” негласно определял DHS, оказывающий официальное и неофициальное влияние на иммиграционных судей.
Новая администрация планирует принимать не более 50 тысяч беженцев ежегодно.
Это означает, что процесс рассмотрения каждого дела станет настолько долгим и кропотливым, что среднестатистический беженец получит вид на жительство (грин-карта) спустя даже не годы, а десятилетия после подачи соответствующих документов. Если при Обаме беженцы становились заложниками медленной и перегруженной иммиграционной системы, то теперь им придётся конкурировать друг с другом за право остаться а Америке. Победителями станут те, кто имеет самые подкреплённые доказательствами дела о праве на политическое убежище и самых лучших иммиграционных адвокатов.
Кроме того, команда Трампа намерена приостановить выдачу виз и приём беженцев сроком на 120 дней для выходцев из шести стран — Сирии, Ирака, Ливии, Сомали, Судана и Йемена.
Причин для этого решения несколько. Во-первых, именно выходцы из этих стран чаще всего совершали террористические акты в Соединённых Штатах и Европе за последние 16 лет (начиная с крушения башен-близнецов).
Во-вторых, все шесть стран имеют крайне ненадёжную систему выдачи паспортов и идентификации личности. Существует большая вероятность, что беженцы окажутся вовсе не теми, за кого себя выдают (особенно это касается выходцев из Сирии, где хозяйничают террористы “Исламского государства”).
В-третьих, именно беженцам-мусульманам из Африки и Ближнего Востока отдавала предпочтение администрация Барака Обамы. Эта категория иммигрантов быстро сменила беженцев-христиан из Центральной и Латинской Америки.
При этом, запуская в страну беженцев-мусульман, демократы руководствовались одним простым статистическим фактом: в 2009 году США являлись страной с самой маленькой концентрацией представителей ислама в мире (порядка 0.2% — 0.4% от общего населения). Поскольку идеология демократов построена на принципе “всех и всего должно быть поровну”, численность мусульман за последующие восемь лет подскочила до 1% населения.
Официальная причина приостановки беженцев из шести мусульманских стран — забота о национальной безопасности. Однако большинство населения понимает, что таким образом республиканцы хотят замедлить тенденцию превращения мусульман в самую быстрорастущую религиозную группу в Соединённых Штатах.
Трамп и его команда очень умело обошли Конституцию, которая запрещает посягать на свободу религий. Первая поправка распространяется на американскую территорию, но не действует в том же Йемене и Судане. Таким образом мусульмане из Африки и Ближнего Востока до сих пор имеют право подавать на политическое убежище в США, однако вот с получением американской визы у них могут возникнуть серьёзные проблемы.
Если 120-дневный запрет на въезд беженцев с Ближнего Востока и Африки будет продлён (анонимные источники утверждают, что впоследствии он растянется на весь президентский срок Трампа), то главными беженцами, скорее всего, станут выходцы из Китая, Бирмы, Непала, Сальвадора, Гватемалы и Мексики. DHS и USCIS опять переориентируются преимущественно на христиан.
Особо стоит сказать, что в ближайшее время республиканская партия возьмёт под особый контроль срок пребывания туристов в Соединённых Штатах.
Стандартная виза B1/B2, напомним, выдаётся на самые разные сроки — от нескольких месяцев до 10 лет. Одни визы позволяют въезжать в США один раз, другие — многократно. Однако в каждом международном аэропорту в паспорт туриста ставится штамп о максимальном времени пребывания в Америке. Для одних это 180 дней, для других — 30 дней и даже меньше.
Поскольку многие туристы ездят в Штаты работать и часто нарушают отведённое штампом время, DHS может значительно сократить время пребывания в стране. Таким образом, нелегально работающим туристам придётся чаще въезжать/выезжать из Америки. Из-за дороговизны авиабилетов они потеряют возможность что-то заработать.
Также Госдепартамент планирует наказывать обладателей просроченных туристических виз, которые решили покинуть страну. Если раньше они безнаказанно уезжали из США, то теперь обратный въезд им может быть запрещён навсегда.
В целом, своими инициативами Трамп и республиканцы совершили настоящую “иммиграционную революцию”, которая кажется спасением для консерваторов и трагедией для либералов.
Америка постепенно изолируется от иммигрантов и закрывает границы. Поэтому если вы или ваши родственники ещё не решили проблем по легализации — срочно звоните иммиграционному адвокату и узнавайте, какие варианты получения документов ещё доступны. При нынешней администрации вы с каждым днём теряете время и шансы на получение грин-карты.
Евгений Новицкий
Ставьте LIKE на странице DiasporaNews в Facebook. Мы будем сообщать вам о важном и интересном.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
http://www.diasporanews.com/top7/