Гений всех времён

delta-1024x142

ПОСВЯЩАЕТСЯ 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА

1211Мы постоянно ставим два этих имени рядом – Пушкин и Лермонтов. Потому что в контексте русской классики нет поэтов более величественных, чем эти два титана. Хотя, честно говоря, в том же контексте они словно разведены по разные стороны. Пушкина называют дневным светилом русской поэзии, Лермонтова – ночным светилом русской поэзии.

Лермонтова часто рисуют бунтарем, богоборцем. Но ведь при всей мятежности духа Лермонтов, пожалуй, единственный поэт, в произведениях которого есть семь православных молитв, то есть не просто стихи о молитве, и не просто о вере, а именно семь православных молитв.

Мы знакомы с Лермонтовым, это так. Но жизнь его и творчество ещё таят загадки даже для исследователей. Род Лермонтовых, по распространённому предположению, происходил из Шотландии и был в нём полумифический бард-пророк Томас Лермонт.

Эта гипотеза, однако, до настоящего времени остаётся и неподтверждённой, и неопровергнутой. Хотя своим предполагаемым шотландским корням Лермонтов посвятил стихотворение «Желание». Но вместе с тем в юности Лермонтов также (абсолютно фантастически) ассоциировал свою фамилию с испанским государственным деятелем начала XVII века Франсиско Лермой, эти фантазии отразились в написанном поэтом воображаемом портрете Лермы, а также драме «Испанцы». Кто знает, какие корни были «теми самыми»?

Напомним читателям, что Лермонтов Михаил Юрьевич родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября (по старому стилю) 1814 года. Его родители – Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, неродовитый дворянин, и Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежавшая к богатому и знатному роду Столыпиных. Брак был заключён против воли матери невесты, бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, ибо небогатый капитан казался ей неподходящей партией для дочери.

После свадьбы семья Лермонтовых поселилась в Тарханах. Однако рожать свою, не отличавшуюся крепким здоровьем, молодую жену Юрий Петрович повёз в Москву, где можно было рассчитывать на помощь опытных врачей. 23 октября в церкви Трёх святителей у Красных ворот крестили новорождённого Михаила Лермонтова. Крёстной матерью стала бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она же, недолюбливавшая зятя, настояла на том, чтобы мальчика назвали не Петром, как хотел отец, а Михаилом.

Семейное счастье Лермонтовых было недолгим. Через два года после рождения Михаила, когда Мария Михайловна умерла от чахотки, бабушка забрала внука, предъявив отцу ультиматум: либо тот отдаёт ей своего сына на воспитание, либо она лишает внука наследства. Юрий Петрович подчинился обстоятельствам и уехал в своё имение Кропотово (Тульская губерния). Отец и сын встретились затем только один раз, в Москве, когда Михаил уже учился в университете. Юрий Петрович умер в 1831 году, тогда же молодой поэт написал стихотворение «Ужасная судьба отца и сына».

Первые четырнадцать лет своей жизни Лермонтов провёл в имении бабушки – в Тарханах (Пензенская губерния). Бабушка души не чаяла во внуке. Опасаясь за его здоровье (её очень напугала ранняя смерть дочери), она несколько раз вывозила мальчика на Кавказские минеральные воды. Эти путешествия оставили большое впечатление в душе романтически настроенного подростка.

В 1828 году Лермонтова зачислили в 4 класс Московского благородного пансиона. Именно в это время и получило развитие поэтическое дарование юноши. По окончании двухгодичного курса обучения в пансионе Лермонтов стал студентом нравственно-политического, затем словесного отделения Московского университета.

Московский университет 30-х годов XIX века был одним из центров русской студенческой интеллигенции, переживавшей последствия восстания декабристов. Это событие не прошло мимо Лермонтова. В университете Михаил нашёл многих, кто разделял с ним интерес к участникам восстания и восхищение ими. Одновременно с Лермонтовым в университете учились такие известные представители русской культуры, как В.Г.Белинский, А.И.Герцен, И.А.Гончаров, Н.П.Огарёв.

Ранние поэтические упражнения Лермонтова свидетельствуют об азартном, но довольно бессистемном чтении, для него важны и Байрон, и Пушкин, и Шиллер, и Гюго… Необычайно сильное влияние оказал на Лермонтова Байрон. Впрочем, увлечение этой свободолюбивой личностью было характерно для всего поколения, к которому принадлежал юный поэт. Лермонтову же знакомство с творчеством и судьбой Байрона помогло не только осознать общественную ситуацию, требующую от интеллигенции сохранения идей либерализма в условиях наступившей реакции, но и заставляло задуматься о выборе своего места в жизни. Поэт-избранник, противостоящий «толпе», — вот кем мыслит себя Лермонтов, вслед за своими кумирами Пушкиным и Байроном.

Томительное одиночество толкает Лермонтова к поиску радостей любви — и в жизни, и в творчестве. Пережитые в 1830-1832 годах увлечения Е.А. Сушковой, Н.Ф. Ивановой, В.А. Лопухиной вдохновляют автора на создание лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный трагический конфликт между мечтой и реальностью.

Оставив Московский университет, Лермонтов в 1832 переезжает вместе с бабушкой в Петербург. Здесь он собирается продолжить свое образование, также в университете. Но планы осуществить не удалось: университетское руководство отказалось засчитать прослушанные в Москве курсы и предложило начать учёбу с первого курса. Такое предложение не устроило Лермонтова. По настоятельным советам родных поэт поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, из которой в 1834 он выпускается корнетом лейб-гвардии гусарского полка.

Почти в одно время с Лермонтовым поступил в школу и его будущий убийца, Н.С. Мартынов, в биографических записках которого Лермонтов рисуется как юноша, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно».

Два года, проведённые в этом учебном заведении, позже Лермонтов называл «страшными годами». Обстановка военных учений, муштры и быта юнкеров решительным образом мешала занятиям литературой. Вообще, в 1832-1836 годах, лирическое творчество Лермонтова почти угасает, зато возрастает число произведений иных жанров: он отдаёт свои силы поэмам, драмам, прозе.

Вершинным достижением Лермонтова в этот период его творчества можно признать драму «Маскарад». В ней подытожены раздумья поэта о сильных сторонах своевольного героя, бросающего вызов всему обществу, и одновременно обозначены его нравственные слабости.

События личной жизни поэта этого времени не слишком радостны. По выходе из юнкерской школы он поселился со своим кузеном А.А. Столыпиным в Царском Селе. В конце 1835 года до Лермонтова дошли слухи, что Варвара Лопухина, которую он издавна любил и не переставал любить до конца жизни, выходит замуж за Н.И. Бахметьева.

Все эти события не могли не оставить следа в ранимой и чувствительной душе Лермонтова. В 1836 году он начал работу над романом из петербургской жизни — «Княгиня Лиговская». В центре его конфликт между офицером-аристократом Григорием Александровичем Печориным и бедным чиновником Красинским. Высший свет в это время становится довольно модной темой для литературы. Но в романе Лермонтова верхушка общества изображена гораздо более критично, чем в традиционной «светской повести». Здесь впервые громко зазвучала тема «маленького человека». Возможно, тут сказалось влияние гоголевских «Петербургских повестей или «Повестей Белкина» Пушкина. Роман, однако, остался незаконченным. Так же, как и другое прозаическое произведение этого периода, — роман «Вадим», начатый ещё в пору пребывания в юнкерской школе.

К началу 1837 года Лермонтов в литературных кругах всё ещё не очень известен. Слава к нему приходит вместе со стихотворением «Смерть Поэта» – откликом на последнюю дуэль Пушкина. Лермонтов был болен, когда по Петербургу разнеслась весть об этом страшном событии. Негодование охватило поэта, и он излил его на бумагу. Гневные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали возмущение Николая I. Вскоре Лермонтов был арестован. Дело о «непозволительных стихах» завершилось повелением императора: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова перевести с тем же чином в Нижегородский драгунский полк».

Отправили поэта на Кавказ, в действующую армию… Но длилась эта ссылка недолго. Благодаря хлопотам бабушки император простил бунтаря, и Лермонтов возвращается в «большой свет», снова играет в нём заметную роль. В 1838 году в «Современнике» печатается его поэма «Тамбовская казначейша», а в редактируемых Краевским «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду» публикуется «Песня про царя Ивана Васильевича…». С 1839 года поэт тесно сотрудничает с журналом «Отечественные записки», здесь печатаются его стихи, повесть «Бэла», вошедшая позднее в роман «Герой нашего времени». В 1839 Лермонтов закончил работу над новой поэмой – «Мцыри».

Пребывание в Петербурге укрепило литературные связи Лермонтова, его авторитет. Но отношения с близкими ко двору людьми носят у Лермонтова весьма конфликтный характер. В феврале 1840 года на балу у графини Лаваль произошло столкновение поэта с сыном французского посла де Баранта. Последствием ссоры стала дуэль, поэт был легко ранен в руку. В апреле император приказал поручику Лермонтову отправляться в Тенгинский пехотный полк в действующую армию.

В мае 1841 Лермонтов возвращается на Кавказ. В Пятигорске он задерживается для лечения на минеральных водах. Здесь-то и происходит роковая встреча с Н.С. Мартыновым, приведшая 15 июля 1841 к последней дуэли у подножия Машука. Поэту не было еще и 27 лет…

Через много лет тот же Василий Розанов горестно подытожит: «Ах, Мартынов, что он сделал! Бедный, бедный Мартынов! “Миша” ему бесспорно простил (“прости меня, Миша”), да и мы ничего не помним, а только плачем о себе. Час смерти Лермонтова – сиротство России».