Из дневника путешественника. Голанские высоты

delta-1024x142

Ряд 00, место 00, – вот такую надпись на билетах мы обнаружили в аэропорту в аэропорту Франкфурта-на-Майне. «А это как понять?» – поинтересовались мы у любезной представительницы компании «Люфтганза». «А вот так, идите на посадку, там вам все объяснят». Пришли, нам объяснили: overbook! На табло мы прочитали, что мы на листе ожидания под номерами 13 и 14, и нам могут предложить другой рейс – вечером или завтра. «Какое вечером!? Вечером у нас ужин в ресторане в Иерусалиме!» – возмутились мы. Нам порекомендовали ждать и не ерзать. Шансы улететь у нас все же есть. Часа через два с половиной выяснилось, что мы таки улетим.

 

Владимир Меркулович

г. Сакраменто, Калифорния

 

Места у нас были, конечно, в разных рядах, но зато рядом со стюардессами. Стюардесса, моя соседка, поинтересовалась, почему я попал на этот ряд, а потом объяснила, что авиакомпании всегда продают билетов больше – вдруг кто-то откажется, или связка из-за погодных условий сорвется, мало ли что. Может кому и мало, но нам нет.

Все остальное вполне обычно – перелет, посадка, багаж, паспорт, таможня, такси и вперед – в отель, в Иерусалим! А вечером  встреча в ресторане с близкими нам людьми. Было это в субботу, 30 мая. Прогулки по Иерусалиму заслуживают отдельного рассказа, поэтому сразу переходим к поездке на север страны, в район Голанских высот. Там нас еще не было.

Первая наша остановка – Национальный парк Баниас. Это древний город у горы Хермон у истоков реки Иордан. Место это известно, по крайней мере, с третьего века до нашей эры. Называлось оно Паньяс – по имени пастушьего бога Пана. Был он весьма похож на человека с длинной бородой, козлиными рогами и ногами. Любил подсматривать за нимфами – в те годы купальников еще не знали. Одна из нимф, спасаясь от его домогательств, превратилась в тростник, из которого Пан сделал дудочку – свирель.

Об этом городе писал еврейский историк и военачальник Иосиф Флавий, живший в первом веке нашей эры.  В те годы из пещеры вытекала река, теперь пещера обвалилась. Рядом сохранились ниши, в которых стояли статуи Пана и нимф. Ручей Баниас (глухая согласная в начале слова в арабском языке переходит в звонкую) – один из трех ручьев, питающих реку Иордан. Во время восстания Маккавеев именно здесь собирал свое войско Иуда.

Одна из скульптор на горе Бенталь
Одна из скульптор на горе Бенталь

Когда римляне захватили Иудею, Император Август подарил эти места Ироду Великому. Он, конечно, построил святилище в честь Императора, a когда эти места перешли к Филиппу, сыну Ирода, он в силу скромности переименовал Баниас в свою честь Кесария Филиппова. Потом, в первом веке нашей эры, в этих местах построил дворец Агриппа II, правнук Ирода и последний царь из династии Иродов.

Потом в местах этих были мамлюки, крестоносцы, турки, англичане… От всех этих святилищ, храмов, статуй осталось не так уж много – обломки колонн, кое-где фундаменты, туннели, ниши в скалах, остатки крепостной стены… Конечно, когда среди развалин есть улица Кардо – именно так называли римляне главную улицу с севера на юг, или синагога, где до наших дней дожили колонны и ступени, понимаешь, как давно все это было.

Места эти удивительно красивы – водопады, а рядом на земле римская колонна, мост, построенный много веков тому назад, шум падающей воды, почти ледяной – ручей течет с гор, похожие на кроликов зверечки – капские даманы…

Вода в этих ручьях пресная, а в Израиле пресная вода – вопрос жизненно важный. В начале 1964 года в Касабланке было принято решение об отводе вод трех источников реки Иордан, в том числе реки Баниас, в канал, ведущий в водохранилище в Иордании. Такой отвод лишил бы Израиль большей части вод Иордана, понизил бы уровень воды в озере Кинерет, что не могло не привести к экологическим проблемам.

Израиль заявил, что будет рассматривать строительство канала как повод для военных действий. Призывы не строить канал были проигнорированы, поэтому Израиль в 1965-66 годах подверг трассу строящегося канала бомбежкам и артобстрелам, в результате чего стройка прекратилась. С точки зрения принятой через восемь лет резолюции №3314 на Генеральной Ассамблее от 14 декабря 1974 года, бомбардировка является актом прямой агрессии. Правда, в этой резолюции ничего не сказано, что делать, если выхода иного нет.

После прогулки по горкам, развалинам и ручьям мы направились на гору Бенталь. По дороге заскочили в город друзов Мадж-эль-Шамс, где полюбовались на скульптуру «Памятник борцам с французскими оккупантами». На горе Бенталь, в 5 км от сегодняшней границы с Сирией,  находится Мемориал Шестидневной войны (5-10 июня 1967г). К площадке обозрения ведет дорожка, уставленная металлическими скульптурами – диковинными животными. Эти скульптуры (автор – художник Йоп Де Йонг) сделаны из останков бронетехники, брошенной сирийскими войсками в Шестидневную войну.

Площадка обозрения – это такая укрепленная точка, на которой в боевых позициях с автоматами находятся солдаты. С горы открывается великолепный вид на гору Хермон, вершина которой сегодня принадлежит Сирии, а южный склон – Израилю. Всего 60 км отделяет гору Бенталь от Дамаска. На смотровой площадке сохранился старый сирийский форт. С горы хорошо видны развалины сирийского города Кунейтра. Именно здесь 9 июня, в предпоследний день войны, израильская танковая группа повела наступление на город Кунейтра, основной пункт сирийской обороны.

Синагога у развалин дворца Агриппы II
Синагога у развалин дворца Агриппы II

Бригада «Голани» штурмовала другой опорный пункт – Баниас. В субботу, в 13 часов, израильтяне окружили Кунейтру, а в 14 часов 30 минут она была взята. В субботу, в 19 часов 30 минут, стороны согласились прекратить огонь. Сейчас восточнее горы Бенталь находится демилитаризованная зона.

В 1973 году лидеры арабских стран договорились нанести синхронный удар по Израилю. Война Йом Кипур началась в тот день, когда все иудеи не едят, не пьют – они молятся. Расчет был прост – застать не просто врасплох, а уж очень врасплох. Война Судного дна началась с атаки египетских и сирийских войск, укрепленных советской техникой и солдатами других стран. Гора Бенталь имела невероятно важное стратегическое значение – для Израиля потеря этой горы неизбежно приводило к потере Голанских высот.

Здесь развернулось одно из величайших танковых сражений – около 1200 танков и 1000 артиллерийских орудий у Сирии против ста восьмидесяти танков и ста орудий у Израиля. Участок долины между горой Бенталь и горами Хермон стали называть Долиной Слез. Израильские солдаты смогли занять гору Бенталь, и около шестисот сирийских танков было захвачено. Сирийцы были вынуждены отступить, но Израиль понёс на этом участке фронта очень большие потери.

Мы были на горе Бенталь в спокойно время. Уже ближе к вечеру поехали на изумительно красивое озеро Кинерет. В 2008 году, когда мы были в этих краях, я смотрел на озеро и думал, что, наверное, уже больше никогда сюда не вернусь. Но, как говорится, «никогда не говори «никогда». До свидания, Израиль!