Растянувшийся на три недели конфликт из-за земельных прав в американском штате Орегон пришёл к своей кровавой развязке: один из протестующих убит полицией, координатор вооружённых захватчиков парка сдался властям. Соцсети кипят.
При этом часть вооружённых сторонников остаётся в захваченном административном здании Малхирского национального заповедника: они утверждают, что готовы погибнуть при штурме.
Би-би-си пытается понять и объяснить, справедливы ли шутки об “Орегонской народной республике”, распространённые в российском сегменте “Твиттера”.
Лидера протеста – 40-летнего Аммона Банди – и нескольких его сторонников задержали во вторник вечером по местному времени на шоссе во время проверки автомобиля.
Затем появлялись сообщения о перестрелке в ходе ареста. Один человек, в котором местные СМИ опознали 55-летнего Роберта “Лавоя” Финикума, погиб.
На данный момент 10 протестующих арестованы. Из них лишь один человек – постоянный житель Орегона, но не графства Харни. Почти все захватчики здания приехали из других штатов и в прошлом имели проблемы с законом.
Как всё началось?
Группа людей правых взглядов во главе с братьями Аммоном и Райаном Банди 2 января заняла здание в местном парке дикой природы. Изначально они выступили в поддержку Дуайта Хэммонда и его сына Стивена, которым было предписано вернуться в тюрьму для отбывания наказания.
Фермеры были приговорены к тюремному заключению в 2012 году по обвинению в поджогах федеральных лесных угодий. Они объясняли свои действия стремлением остановить лесной пожар, угрожавший их владениям.
Федеральный судья постановил, что приговор был недостаточно суров, и распорядился вернуть Хэммондов в тюрьму 4 января. Интересно, что оба поджигателя подчинились решению суда.
Кроме того, члены их семьи распространили утверждение, что братья Банди и их последователи никак не представляют их интересы.
численность оценивали в несколько десятков человек
Стражи порядка в графстве Харни потребовали от местных жителей не приближаться к забаррикадированной территории. Полиция Орегона прямо обвинила группу людей, занявших здание в местном охраняемом парке, в желании подготовить почву для свержения местных и федеральных властей.
Их сторонники были намерены при необходимости оставаться на занятой ими земле несколько лет и готовы применить силу, если бы полиция попыталась их выгнать.
К 4 января протестующие потребовали от властей вывести Малхирский национальный заповедник из-под контроля федеральных властей.
У кого искали понимания?
Захватчики пытались заручиться поддержкой местных жителей и индейцев паюте, проживающих неподалёку.
Однако, как сообщает телерадиокомпания Oregon Public Broadcasting, 6 января на ярмарочной площади центра графства – города Бёрнс – в ответ на вопрос местного шерифа, следует ли протестующим уехать, почти все собравшиеся подняли руки в знак одобрения.
Что до индейцев паюте, то их старейшины и вовсе призвали федеральные власти вывести “ополченцев” с территории заповедника, утверждая, что те угрожают историческим артефактам племени.
7 января на пресс-конференции губернатор штата Кейт Браун заявила, что изначально мирный протест перешёл все законные границы. Браун позднее подчеркнула, что захват лесничества в национальном парке обходится бюджету штата в 100 тысяч долларов в неделю.
На второй неделе после захвата стражи порядка выяснили, что протестующие подготовили подложную документацию для привлечения представителей местных и федеральных властей к суду за “измену”, а активист, представлявшийся судьёй, не имел ни юридического образования, ни соответствующей практики.
Интересно, что за 24 дня с момента захвата части заповедника братья Банди не раз выезжали за пределы захваченного участка и встречались с орегонскими фермерами. Кроме того, Аммон Банди лично наведался в Бёрнс, однако не нашёл там понимания: шериф снова призвал его покинуть Орегон “по-хорошему”.
Всё население графства Харни – 7 тысяч человек при площади в 26 тыс кв. километров. Значительную часть округа, как и других малонаселённых территориальных образований Запада США, составляют природные угодья, принадлежащие федеральному правительству.
При этом, как следует из видеоблогов из захваченного дома лесника, члены самопровозглашённого ополчения утверждали, что не намерены применять оружие ни при каких обстоятельствах.
Чем прославилось семейство Банди?
История противостояния семьи Банди с Вашинтоном начинается в 1993 году: отец Аммона и Райана Банди – Клайвен – через суд требовал передать права на управление землей от Бюро по управлению землями местным фермерам. Мужчину возмущало, что ему приходится платить за выпас скота на федеральных землях и получать разрешение на их пользование, а инспекторы слишком грубо с ним обходились.
Клайвен Банди сыграл ведущую роль в столкновениях с властями в невадском графстве Кларк в апреле-мае 2014 года. Тогда блокировка грузовика федерального агентства семейством Банди и последовавшая за этим осада усадьбы фермера стражами порядка обошлась без жертв.
По данным местных властей, семейство задолжало крупную сумму за выпас скота на федеральной земле.
Впоследствии Банди-старший оттолкнул от себя многих сочувствующих, допустив расистские высказывания о “возможной пользе рабовладения”. Относительно захвата Малхирского национального заповедника Клайвен высказался более осторожно и четко отмежевался от сыновей.
Всё семейство Банди – практикующие мормоны. У захватчиков Аммона и Райана – ещё 12 братьев и сестёр; только у Аммона – 46 племянников и племянниц.
Особый колорит деятельности семьи придаёт тот факт, что и Клайвен, и Аммон в своих многонедельных противостояниях с властями обосновывали свои действия “пророчествами, пришедшими к ним свыше”.
После ареста сыновей Клайвен Банди назвал федеральных агентов “убийцами”. При этом органы правопорядка подчёркивали, что долго не вмешивались в малхирский инцидент, чтобы не допустить повторения событий в техасском Уэйко, где в 1993 году 82 члена секты “Ветвь Давидова” погибли при штурме занятой ими фермы правительственными силами.
В США действует ряд объединений, борющихся за самоуправление землёй: многие из них, как НКО “Верные клятве”, поддержавшие протест Банди, рассматриваются ФБР в качестве потенциальной внутренней террористической угрозы.
Что думают обо всё этом в интернете?
Аммон Банди ещё до ареста высказал суждение, что его демонизировали в соцсетях.
В интернете, как и в реальной жизни, действия мужчины и правда не вызывали всеобщего горячего одобрения: ещё в первую неделю осады появились откровенно саркастичные хэштеги #VanillaISIS [“ВанильныйИГ” – пародия на белого рэпера Vanilla Ice и запрещённую во многих странах мира группировку “Исламское государство”], #Yokelharam [“Неотёсаный Харам” – намёк на джихадистскую группировку], и #Talibundy [“Талибанди” – совмещённые “Талибан” и Банди].
Ещё в начале противостояния в Малхирском резервате в “Твиттере” появился фейковый аккаунт 40-летнего захватчика, который сравнил действия “ополченцев” с Розой Паркс – чернокожей активисткой, бросившей исторический вызов сегрегации пассажиров в автобусах штата Алабама.
После известия о смерти Финикума тон комментариев стал заметно более серьёзным.
“Мой приоритет – безопасность всех орегонцев и слоёв общества. Я прошу всех набраться терпения, пока официальные лица ищут возможность быстрого и мирного разрешения конфликта”, – написала губернатор Орегона Кейт Браун у себя в “Твиттере”, получив целую лавину ответов.
Главным образом критика в адрес Браун сводится к гибели 55-летнего Финикума при задержании: многие требуют отставки губернатора и утверждают, что убитый был безоружен. Орегонская полиция не отмечала в своём сообщении, был ли вооружён погибший, который в свое время написал книгу с говорящим названием “Только кровью и страданием: вернуть утраченную свободу”.
Однако есть и другие мнения. “Один из лучших губернаторов Америки. Пора вязать этих террористов”, – так пишет Адам Бэр.
Само использование слова “террорист” по отношению к захватчикам Малхирского парка вызвало ожесточённые дебаты в соцсетях: многие пользователи утверждали, что поскольку захватчики – белые консерваторы, к ним не столь широко применялось это определение при освещении в тех СМИ, которые не скупятся на использование того же термина при описании нарушителей закона из других расовых и этнических групп.
Как восприняла Россия?
История, столь резонансно отразившаяся в США и вызвавшая ряд комментариев за рубежом, аукнулась и в России: многие в Рунете нашли сходство в характере захвата орегонского заповедника с действиями вооружённых сторонников так называемых “Донецкой” и “Луганской” народных республик.
Некоторых россиян также впечатлило, что захватчики административного здания в заказнике регулярно получали по почте фаллоимитаторы, преимущественно, можно предположить, от злопыхателей.
Научный сотрудник Центра изучения кризисного общества Александр Вершинин сказал Русской службе Би-би-си, что для России такую историю – например, в заповеднике с самозахватом территории – представить себе трудно.
“В теории возможно всё. Но у нас люди не столько свои права готовы отстаивать, но символическую важность проблемы. Что у нас может людей поднять [на протест] – это нематериальные вещи. Так было с отменой льгот – всё это касалось нормальной сделки между властью и обществом по западным лекалам. Могут ли вопросы собственности у нас поднять народ на открытое противостояние с властью – думаю, нет. То, что там [в Орегоне] оказался мормон, на мой взгляд – очень символично: для представителей пуританских сект, которые заселяли США, право собственности – ключевой момент”, – отметил историк.
Кстати, о реке…
Занятна топонимика места, где произошло противостояние: Малхирский заповедник назван так по реке Малхир (Malheur), чьё оригинальное французское название читается как “малёр” и означает “несчастье”.
Столь пессимистичное имя водная артерия обрела в связи с инцидентом из жизни канадских охотников на бобров в начале XIX века: те заготовили шкуры пушистых грызунов на продажу и спрятали их на берегах реки, однако клад нашли и присвоили местные индейцы.
Охраняемую природную территорию на берегах реки создали по инициативе президента США Теодора Рузвельта в 1908 году. В заповеднике также находится одноимённое озеро.
По материалам ВВС