Кремниевая Долина — голубая мечта многих айтишников и маркетологов, которые хотят работать в американских корпорациях типа Google, Apple, Facebook и других. Но в реальности это место испытывает тебя на прочность, ведь конкуренция здесь не только за рабочее место, но и за аренду жилья. Кира Ковалева, маркетинг-менеджер Google Partners в США, знает об этом не понаслышке.
В рамках рубрики #MMандRи Кира рассказала о фишках тайм-менеджмента корпоративной культуры США и типичном дне маркетинг-менеджера. А еще, показала свой любимый дудл и поделилась видом из окна офиса Google в Сан-Франциско.
Почему сменили украинский офис Google на калифорнийский? Была ли возможность выбора страны?
Google предоставляет возможности роста для своих сотрудников, например, для желающих работать над развитием других рынков. Когда я проработала в киевском офисе 2,5 года, то поняла, что помогла запустить или наладить ключевые программы для украинских пользователей рекламных сервисов Google и готова двигаться дальше. Программы по привлечению клиентов в Google AdWords и развитию агентств, над которыми я в основном работала, управляются из главного офиса в Калифорнии и региональных хабов — для Восточной Европы и Украины это Лондон.
Преимущество есть у сотрудника, который переводится в рамках знакомой ему команды, руководителей и сферы деятельности. Для меня в этом плане ближе оказалась роль и команда в Калифорнии, поэтому было принято решение ехать сюда. Да и в Лондоне я уже жила во время учебы в университете, а в Кремниевой Долине — еще нет. Выбор страны есть, но если он экзотический, вроде роли на совершенно другом продукте в Сиднее, нужно будет доказать свою профпригодность и быть заметно лучше других кандидатов.
Что входило в круг ваших обязанностей в Украине? Чем теперь занимаетесь в США? Что у вас есть здесь, чего не было в Украине?
В Украине я руководила программами по привлечению клиентов из сферы малого и среднего бизнеса (SMB) в Google AdWords. Это был как прямой маркетинг (рассылки, онлайн-реклама, мероприятия), так и работа над построением канала продаж в данном сегменте. Для Google AdWords это вся экосистема рекламных и digital-агентств, разработчиков, дизайн-студий, фрилансеров, которые занимаются созданием и продвижением сайтов, и т.п. — форматы и размеры участников рынка разнообразны. Google работает с ними посредством программы Google Partners, которая обеспечивает обучение и сертификацию сотрудников, поддержку в поиске новых клиентов для агентств, развитие сообщества специалистов в digital-рекламе. В Украине Google Partners занимала около 75% моего времени. В США я работаю в центральной команде Google Partners как маркетинг-менеджер по продукту, и занимаюсь только этой программой. Я работаю с менеджером по продукту и командой инженеров над внедрением новых функций (features) сайта программы, например, это может быть новый экзамен по сертификации Google AdWords или статус Premier Google Partner. Здесь я работаю со всеми странами, сейчас их в программе больше 60. Это значит, что я начинаю свой рабочий день, когда в ЕвропеАфрикеАзии уже все ушли домой (и успели написать мне много сообщений!), а конец моего рабочего дня — утро завтрашнего дня в Австралии.
Почему выбрали вас? Благодаря чему вас заметили? Были ли сомнения и в чем именно?
Почти год до переезда я уже имела вторую, региональную, роль в группе стран CEE (Центральная и Восточная Европа) — Google Partners functional lead. Для 14 рынков этой группы, которые объединены в управлении и ресурсах, я разрабатывала стратегию развития все той же программы для агентств и отвечала за ее внедрение. Это позволило мне получить новый опыт, поработать с бОльшим количеством команд и руководителей, так сказать, поставить себя на карту региона. Бизнес в Центральной и Восточной Европе растет, и, конечно же, мерилом успеха и моих достижений являлись в первую очередь бизнес-показатели. Но я также повысила свою ценность как специалиста и узнаваемость внутри компании, продолжала профессионально развиваться за пределами своей страны, обросла контактами на всех уровнях вплоть до штаб-квартиры. Когда меня собеседовали для вакансии в Калифорнии, это сыграло позитивную роль в выборе.
С какими трудностями столкнулись в процессе переезда и адаптации в США? Что помогло пережить это время?
Основные трудности любого, кто приезжает работать в Кремниевую Долину, связаны с высокой конкуренцией здесь за любой ресурс — даже за аренду жилья. На просмотр дома может прийти 20 семей, и он будет сдан за 1 час тем, кто больше понравится хозяину. Приходится задействовать все навыки по «продаже себя», это звучит смешно, а дается очень непросто, многие к такому не привыкли. Но бытовые аспекты переезда быстро улаживаются, да и информационная поддержка Google во многом выручает. Остается дороговизна San Francisco Bay аrea, которая никуда не девается, вернее — привыкаешь к высоким ценам. В Калифорнии шутят, что здесь мы все платим sunshine tax. Прекрасный климат, близость океана и разнообразие природы, солнечный свет и доступность любых фруктов и овощей круглый год — этим Калифорния мгновенно располагает к себе, и адаптироваться к этому несложно и приятно.
Как вас приняли американские коллеги?
Ирония в том, что когда я переехала, в моей команде из 8 человек был всего 1 американец. Центральные команды в Google зачастую очень интернациональны. Влиться в такой коллектив было легко, надо просто быть собой, но и сразу пригодился опыт работы с другими странами. Например, как не обидеть резким высказыванием, которого израильтянин даже не заметит, коллегу-японку. Восточноевропейцев все знают как прямолинейных людей с конкретными действиями, я в принципе соответствую этому типу, поэтому коллеги тоже сразу нашли ко мне подход.
Как выстраиваете работу в своем отделе? Какие инновации внедряете в своей работе? Что планируете внедрять?
Когда я работала в локальном офисе, то была «мастером на все руки», то есть ты сам себе и бизнес-аналитик, и копирайтер, и организатор мероприятий, и еще куча всего. В центральных командах ресурса побольше, поэтому каждый специализируется на чем-то своем. В нашей команде сейчас 7 человек, из них 2 — мои подчиненные.
Самая лучшая инновация, она же самая простая и самая ценная для сотрудников — гибкость графика и удаленная работа. При необходимости можно работать из дому, из любого офиса Google в San Francisco Bay area (я работала как минимум из 6 наших кампусов), из другого города и другой страны. Главное, чтобы не было ущерба для глобальных конференц-звонков, которые проводит наша команда почти каждый день. Иногда это даже преимущество. Например, в прошлом году во время подготовки большого проекта я и еще трое моих коллег находились в Украине, Ирландии, Японии и США. Благодаря разнице во времени мы практически бесперебойно создавали материалы презентации.
Google — компания мечты многих специалистов, которых дразнят красивыми фотографиями условий работы в Head Office. Насколько реальные условия работы в американском Google соответствуют тем, которые мы видим на фотографиях?
Если пройтись по главному кампусу Google в городке Mountain View, то можно подумать, что это база отдыха для взрослых. Подтверждаю, что у нас есть столовые или хотя бы кафе в каждом здании (во многих из них весь день работают бариста), игровые комнаты, массажные кабинеты, комнаты для сна, спортзалы и даже прачечные, фуд-траки, яркие велосипеды для передвижения по кампусу и т.д. Моя любимая «корпоративная плюшка» — бесплатный автобус (шатл) на работу с WiFi и столиками. Это позволяет не тратить время на дорогу в очень напряженном трафике San Francisco Bay area и уходить домой в 16.00-17.00, то есть время в пути идет как рабочее.
Несмотря на весь этот красивый набор, работа весьма напряженная и требования высокие. Американская корпоративная культура очень эффективно распределяет рабочее время, здесь не принято час с утра пить кофе, много болтать с коллегами и уходить домой в 19.00-20.00. Даже обед многие используют для деловых встреч. Поэтому если на фото люди сидят на летней площадке Google с тарелкой салата, будьте уверены — у них скорее всего статус «meeting». Я часто распределяю обеденное время на еду и тренировку или массаж.
По каким критериям понимаете, что справляетесь или не справляетесь с работой?
Все сотрудники Google руководствуются в своей работе показателями OKR (Objectives and Key Results, это известная концепция, больше тут). Это значит, что у меня есть приоритетные 2-3 проекта в квартал, справляться с которыми я должна в первую очередь. По проектам у меня обычно есть расписание запуска (launch timeline) для кросс-функциональной команды, где изложены все пункты с зависимостями от принятия решений и необходимой работы (например, тестирования новой product feature на всех языках). «Перестала справляться» выглядит как отсутствие динамики в течении нескольких недель, например, переносы даты обновления кода из-за того, что мы не можем договориться с другими отделами о географическом покрытии этой product feature. А вообще мне нравится простая матрица Эйзенхауэра «срочное и важное», работает в повседневной жизни и помогает мне часто говорить «нет» и фокусироваться на достижении своих OKR.
Назовите главные принципы маркетолога, работающего в Google
1. Ставь пользователя на первое место. Его нужно восхитить, сделать свой продукт максимально персонализированным для него, стараться предугадать его потребности.
2. Все должно быть очень простым. Технологии должны казаться волшебством.
3. Измеряй все. А потом используй эти данные, чтобы постоянно улучшать опыт для пользователя.
4. Обязательно делай локально релевантный продукт для пользователя.
5. Имей большую цель. Наши продукты в комплексе меняют мир вокруг, и каждый маркетинг-менеджер делает свой посильный вклад.
Какие каналы коммуникаций лучше всего работают на американском рынке? Какие не работают совсем?
Я не со всеми каналами работаю сейчас, чтобы точно сравнить показатели эффективности, и не работаю на американском рынке в частности. Из того, что я вижу по своей сфере, лучше всего работает директ-маркетинг (email-рассылки, in-product сообщения, incentives) — в первую очередь потому, что он максимально измерим. В маркетинге В2В, которым я занимаюсь, Google в основном использует интернет и свои продукты для коммуникаций. Иногда можно увидеть полноценные кампании с ТВ-рекламой, но они, скорее, свойственны другим продуктам в В2С, например, это делалось для Google Play, Android, Chrome.
Насколько развит маркетинг в США, в сравнении с Украиной? Чему мы можем поучиться у наших заокеанских коллег? А чему можем их научить?
Очень развит, особенно во всем, что касается измерения поведения потребителей. При этом здесь до сих пор хорошо работают инструменты, которые в Украине вызовут скепсис и так и не стали у нас популярными, например, купоны на скидки. Очень развиты карты лояльности и даже кредитные карты лояльности.
Самое интересное для меня, хотя я не работаю с этим непосредственно, — возникшее достаточно недавно понятие omni-channel в е-коммерции и традиционной рознице. Успешно объединить данные из множества каналов коммуникации и транзакций, выстроить аттрибуцию, чтобы сложить портрет потребителя и прогнозировать его поведение — настоящий вызов для маркетинг-менеджеров и постоянное развитие бизнес-моделей. Маркетинг в США — это наука и технологии, которые постоянно развиваются, а маркетинг-менеджер — это все больше аналитик. Мне кажется, что в Украине маркетинг все еще больше считается искусством и творчеством.
Какой ваш любимый дудл?
Очень люблю дудлы про космос и открытия, они часто с юмором — например, обнаружение воды на Марсе, открытие 7 экзопланет.
А мой любимый украинский дудл — про козаков!
Записала Марина Корчака
Комментируйте новости на странице DiasporaNews в Facebook | Ставьте LIKE и мы будем сообщать вам о важном и интересном.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
http://www.diasporanews.com/top7/