У «Золотого штата» есть все признаки несостоятельного государства: очень высокие налоги при плохой инфраструктуре, некачественном образовании и высоком уровне преступности, заявил в интервью Fox News Виктор Дэвис Хэнсон из Гуверовского института. По словам профессора, Калифорния становится непригодной для жизни среднего класса: в ней, как при феодализме, есть место лишь для нищих и сверхбогатых.
Виктор Дэвис Хэнсон — старший научный сотрудник Гуверовского университета. Всё свою жизнь он прожил в Калифорнии, как и несколько поколений его предков. Он только что написал статью, в которой назвал свой штат «первым в Америке штатом третьего мира»:
– У неё есть все симптомы, которые ассоциируются с несостоятельными государствами. В ней самые высокие налоги на доход, на бензин, налоги с продаж, и в то же время её школы по экзаменационным баллам попадают в 10 процентов худших в стране.
В Калифорнии проживает треть всех получателей социальных пособий в этой стране. Пятая часть населения, как вы только что говорили, живёт за чертой бедности. Каждый пятый американский бездомный — в Калифорнии. Это средневековое общество, Такер. Крошечная, но очень богатая элита — миллиардеров у нас больше, чем в любом другом штате страны, — и при этом крупнейший класс «социального дна».
Вот одна из причин. И (губернатор Калифорнии) Гэвин Ньюсом здесь совершенно не прав. 25 лет назад у нас было принято Предложение 187, лишившее нелегальных иммигрантов доступа к здравоохранению, за исключением экстренных случаев. За него проголосовало 59 процентов населения. Оно помогло Питу Уилсону победить Кэтлин Браун (на губернаторских выборах), хотя вначале он отставал. Оно было очень популярно. Но через три дня оно было аннулировано федеральным судом.
Таким образом, был устранён фактор сдерживания для людей, желающих приехать в Калифорнию, зачастую незаконно. И они жили здесь незаконно.
К сожалению, это было лишь частью настоящего шторма. В то же самое время, за 25 лет, от четырёх до шести миллионов человек решили: «Если я буду платить самые высокие налоги, а взамен получать самые плохие дороги, инфраструктуру, государственные школы и один из самых высоких уровней преступности (кстати, в Сан-Франциско число преступлений против собственности на душу населения выше, чем в любом другом крупном городе США), почему бы мне не отправиться туда, где нет подоходного налога, например, в Неваду или Флориду?»
И третий вихрь в этом шторме возник тогда же, в середине или конце 1990-х, когда выросла Кремниевая долина. В конечном итоге через четверть века капитализация Google, Facebook и Apple составила порядка трёх триллионов долларов.
Мы создали очень маленький, но влиятельный, богатый господский класс, не чувствующий на себе последствий своей собственной идеологии.
Говоря это, я имею в виду, что (бывший губернатор Калифорнии) Джерри Браун, когда ушёл со своего поста, не стал жить здесь, в Фресно, он обосновался со своей пенсией в Грасс-Валли. (Сенатор США) Диана Фейнштейн не отправила своих детей… свою дочь в государственную школу. Она живёт в Пасифик-Хайтс, не в Редвуд-Сити. (Спикер палаты представителей конгресса США) Нэнси Пелоси сетует на образование, но никто из её внуков не ходил в государственные школы Сан-Франциско.
Итак, мы создали очень богатый класс, который не против высоких налогов, потому что у него есть способы их обойти, как и некачественные социальные услуги. А те, кто посередине, похожи на средневековых крестьян, которых не защищают стены замка, и, чтобы выжить, они покидают эти места. Итак, у нас остаётся что-то вроде романтизированного класса нищих и царственная элита, которой в общем-то нет никакого дела до исчезновения среднего класса.