Помните, как фотошоп стал однажды настоящей революцией в мире фотоискусства? А впрочем – революцией для каждого, кто хотел исправить то, что в реальности не соответствовало ожиданиям. Какой успокаивающей должна была быть фраза, звучавшая из уст фотографа для тревожной девушки-модели, образ которой вышел не столь удачным, как хотелось бы: «Ничего, это все зафотошопим».
А сегодня есть а-ля фотошоп для каждого желающего в виде инстраграма. Я, например, люблю поиграться с фильтрами для фото, которые он предлагает. Столько прикольных оттенков и добавок, которыми можно украсить только что сделанную фотографию. Но последнее время все чаще стала замечать, что фото иногда после этих фильтров настолько изменено, что совсем уже не выглядит как оригинальный снимок. Более того, когда я возвращаюсь к варианту, который я только что считала своим маленьким шедевром на телефоне, бывает он мне уже и не нравится, как прежде. Фильтры его вроде бы и улучшили, но одновременно и изменили до неузнаваемости. Теперь я имею фото, настолько другое и чужое, что оно уже больше не мое.
Так похоже на нашу жизнь… Фильтры, которые мы применяем к своему поведению, чтобы казаться лучше; маски, которые носим, чтобы казаться тем, кем не являемся.
В наши дни применять фильтры к своей жизни стало еще проще и доступнее. Та территория, которую предоставили нам соцсети, дает возможность каждому изображать из себя того, кого захочется. Эта виртуальная площадка на расстоянии одного клика от вас, где каждый может стать вмиг популярным/желанным, красивым/спортивным, гурманом/меломаном или же экспертом в любой области.
На днях в Киеве встретила давнего знакомого и он мне вдруг: «А я развелся». Я говорю: «Как так? Я же вот твои фото недавние лайкала, радовалась, что у вас с женой будет второй ребенок». Я, проживая сейчас далеко от своей страны, жизнь многих знакомых наблюдаю лишь только благодаря интернет-пространству (за что ему – пространству, конечно, большое спасибо). Но вот насколько реальны эти новости о моих знакомых и друзьях остается под большим вопросом. Продолжая диалог со своим знакомым, я, не скрывая своего удивления, спрашиваю: «А почему, почему же фото продолжаешь выкладывать, причем активно и регулярно?!» А он мне: «Ну это так, с надеждой, что может еще все изменится и наладится. Да и как-то не хотелось родственников дальних пока расстраивать… Постепенно пусть узнают…» Вот, думаю, ничёсебе! Не знаю, от чего грустнее стало, от самого факта его развода или от того, что меня, как и многих фейсбучных друзей, наш знакомый пытался убедить в том, что жизнь его семьи процветает.
И нет, я совсем не о том, что ему, мол, стоило всему фейсбуку объявлять о семейных сложностях или разводе. Совсем нет! Но зачем притворяться? Как будто есть то, чего на самом деле нет, выдавая желаемое за действительное?
Мне кажется, этот ключевой вопрос стоит сегодня перед каждым из нас: что стоит за этим желанием казаться лучше, чем мы есть на самом деле? Казаться более счастливыми и радостными, красивыми и продвинутыми, умными и знающими конец всем историям? Один фильтр за другим как грим превращает нас в сплошную маску, полностью пряча наше настоящее – да, совсем не идеальное, но настоящее лицо.
С инстаграмом или без него, маски в жизни человека испокон веков были и, похоже, будут. Изначально это было возможностью спрятаться за маску, чтобы не быть настоящим и подлинным. Ведь быть настоящим – это быть уязвимым. Соцсети и демонстрация нашей жизни, часто приукрашенной фильтрами, – это лишь лакмус, который проявляет многие из наших установок относительно жизни и, конечно же, страх – страх выйти на публику таким, какой ты есть. Много уже сказано и написано о фальшивости онлайнового образа, о фейковых виртуальных отношениях, об одиночестве в сети. Поэтому это просто сегодняшняя данность, о ней не стоит долго. Давайте лучше подробнее посмотрим на наши страхи.
Все начинается со страха быть собой. Быть собой это, естественно, страшно. Ведь быть собой − это иногда быть не правым, быть не идеальным, быть незнающим чего-то, не умеющим что-то, не разбирающимся в чем-то. Сказать кому-то после заданного вопроса «я не знаю» или «я не умею» и при этом не чувствовать себя глупым, неправильным или непродвинутым для нас представляется очень сложной задачей. Просто позволить себе не знать, не уметь, не «шарить». Позволить себе быть собой! А почему же страшно быть собой? Да потому, что нам страшно быть отвергнутыми. Страх отвержения — тот первый пласт на который наслаиваются все остальные.
Самое печальное, что прячась за фильтрами, мы, сами того не осознавая, попадаем в порочный замкнутый круг: притворившись тем, кем не есть на самом деле (изначально из-за страха быть непринятым или отвергнутым), мы пытаемся быть кем-то, кем не являемся. А дальше все ж таки мы продолжаем носить эту маску, даже если ее уже и хотелось бы сорвать (уже из-за страха разоблачения). И теперь, когда нам, возможно, уже надоело и опротивело не быть самим собой, мы не можем так легко сдаться – ведь сейчас страшно уже от того, что все могут узнать о том, что мы так рьяно старались казаться, а не быть.
Итак, сначала боимся быть собой и начинаем притворяться, а когда хотели бы сдаться и выйти в свет, страшно от того, что все узнают, что мы притворялись, а это снова же – стыдно. Таким образом, мы продолжаем носить маски уже ради того, чтобы банально не быть разоблаченными!
Неумение принимать ошибки, как данность и норму жизни, неумение в смирении признаваться в них – вот тот блок и преграда, которые нас заставляют притворяться, играя в другого, надевая разные маски, примеряя на себя всевозможные образы и применяя различные фильтры.
А давайте подумаем – кто сказал, что мы уже прибыли в страну Совершенства? Кто вам или мне поставил сроки и ожидания, что мы должны быть уже «на месте»? В смысле – что вы или я уже в окончательной точке нашего маршрута – там, где все всё знают, всё умеют, живут чисто, красиво и без изъянов? Кто нам эти установки определил? Думаем ли мы над этим?
Несомненно, как за любой установкой, за необходимостью притворяться, да и за самими этими страхами, о которых мы говорили выше, стоит что-то большее, и это — наш опыт воспитания и убеждения, которые ведут нас, начиная еще с детства. Каждому из нас нужно отдавать себе отчет относительно того, в какой семье он был воспитан, и какое в этой семье было отношение к ошибкам, провалам или всякого рода неправильностям. В семье родителей-перфекционистов ребенок, взрослея, «снимал» весь этот перфекционизм как сквозь копирку. При этом пытался заслужить внимание и любовь родителей именно через усилия быть правильным, удобным и идеальным ребенком.
Как же ему, выросшему в такой обстановке и привыкшему получать любовь через соответствие стандарту, сейчас вдруг начать себя вести по-другому? И даже когда реальность жизни при всех его стараниях не позволяет-таки быть идеальным, для такого человека все же лучше одеть маску, чем демонстрировать то, что есть на самом деле – ведь это сродни тому, чтобы сознательно пойти по пути отвержения.
Но даже если рассматривать категорию людей, воспитывающихся не в таких требовательных условиях, уже по другим причинам все равно они не застрахованы от этого искушения – притвориться теми, кем на самом деле не являются. И объяснить это достаточно легко: наше общество всячески этому способствует. Призывы – не быть хуже других, не опускать планку, шагать в ногу со временем – звучат отовсюду. Если вдруг ты шагаешь не совсем в ногу, а немного позади и отстаешь – не знаешь, не умеешь, не дотягиваешь – это, безусловно, стыдно! Поэтому нужно сделать все, чтобы этого не показать – прикрыть, замаскировать, добавить фильтра и пусть все думают, что у тебя «все в шоколадной глазури».
Общество, которое не умеет признавать ошибки, как нормальную реальность жизни, и не поощряет к тому, чтобы человек мог их видеть и делать надлежащие выводы, не сможет избавиться от набирающего обороты желания и умения притворяться в данном окружении. Чем больше внимание и фокус направляются на внешнее, на достижения и умения, материальные показатели и уровень жизни, а не на ценность самого человека, его души и динамику ее процессов, тем меньше мы можем ожидать эмоционального здоровья как от общества в целом, так и от конкретного индивида.
Но говоря о социуме, не хотелось бы отодвинуть на задний план нашу личную ответственность. Ведь мы – это и есть общество. Я – как отдельный человек – являюсь значимой частью этого самого общества. И уже сегодня могу изменить свое отношение к себе, когда допускаю ошибки. Да, есть страхи, которые, до какой то степени, будут сопровождать нас по жизни, бояться быть отвергнутым проявившись настоящим, это, да — страшно. Но разобравшись с установками и верованиями, которые эти страхи образуют, мы можем дать им обратный курс.
Сегодня я могу выбирать быть собой и быть неидеальной, предпочитаю жить в реальности – принимать этот мир, который совмещает в себе добро и зло, так и принимать себя со своими достоинствами и недостатками, учить этому своих детей, воодушевлять к этому окружающих.
Таким образом, постепенно изменяя восприятие к ошибкам, недостаткам и реальности, становясь уязвимой и открытой по отношению к себе, я, по возможности, ободряя к этому других, буду изменять то самое общество, частью которого являюсь.
Я выбираю быть, а не казаться. И я убеждена, что такой выбор сегодня может сделать каждый.
психолог, общественный деятель, мотивационный спикер в сфере развития личности и отношений
Комментируйте новости на странице DiasporaNews в Facebook | Ставьте LIKE и мы будем сообщать вам о важном и интересном.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
http://www.diasporanews.com/top7/