Профессиональные разведчики и врачи выступают в роли хладнокровных убийц, журналисты находят сведения о засекреченных полковниках в обычных базах данных, а российские чиновники продолжают отрицать очевидное. О том, какие выводы можно сделать из расследования вокруг Солсбери, почему офицеры спецслужб «сливают» спецоперации своих коллег, и насколько прочна путинская вертикаль, «Диаспоре» поведал журналист Центра «Досье», соавтор недавних расследований The Insider и Bellingcat о сотрудниках ГРУ Сергей Канев.
Недовольство в рядах спецслужб
Сергей Канев не скрывает: у него есть источники среди силовиков. По его словам, поток утечек информации и провалов операций ГРУ объясняется тремя основными причинами: халатностью самих спецслужб, борьбой между разными ведомствами и недовольством, которое зреет в недрах ГРУ.
«Конечно, в рядах ГРУ встречается определенное недовольство. Здесь важно понимать, что в структуре спецслужбы существует спецназ, который непосредственно участвует в боевых операциях. Это люди, которые воюют, видят смерть, служат в полевых условиях. Также в состав ГРУ входит аппарат при Министерстве обороны и контингент, который работает за границей: как вполне легальные атташе, так и разведчики, работающие «под крышей» посольств и связанных с ними организаций, включая «Россотрудничество». Они сидят в высоких кабинетах, многие попутно владеют бизнесом. Естественно, существует определенный антагонизм «боевого состава» по отношению к «штабным», – поясняет журналист.
Автор расследований признает: даже несмотря на недовольство поведением командования, большинство рядовых сотрудников ГРУ одобряет агрессивную внешнюю политику Кремля.
«Большинство поддерживает внешнюю агрессию как возможность заработка. Они редко задаются вопросом, ради чего гибнут их сослуживцы, и не занимаются глубоким анализом ситуации. Те, кто адекватно оценивает происходящее, остаются в меньшинстве и не решаются открыто пойти против системы. Один из таких людей, в частности, и является моим источником в центральном аппарате Минобороны», – рассказывает Канев.
Откуда берутся «чепиги»
При этом, по словам Сергея Канева, российские элиты и лично Владимир Путин побаиваются опытных «вояк».
«Когда Путин пришел к власти, началось резкое сокращение спецназа ГРУ. Военных перевели из разведки в ведение обычных войск, что, безусловно, ударило по самолюбию спецназовцев. Затем, в процессе российско-грузинского конфликта 2008 года стала очевидна вся разруха, царящая в войсках. Техника ломалась прямо на марше, а спецназовцы плохо ориентировались на местности и занимались в основном грабежом грузинских сел. После этого было принято решение создать мобильные боевые отряды. Для этого было создано Управление специальных операций, куда набирали более-менее способных офицеров, в первую очередь из тех, кто уже имел боевой опыт и не боялся крови. Именно ССО (силы специальных операций) были замечены на Донбассе и в Сирии. У них даже существуют официально признанные погибшие. Из состава сил специальных операций вербовщики набирают слушателей в Военно-Дипломатическую академию (на языке ГРУшников – «Консерватория»). Там они получают второе образование и выполняют, как Чепига, особые поручения руководства», – поясняет он.
По наблюдениям журналиста, сами офицеры ГРУ редко занимаются политическими убийствами, и обычно находят для таких заданий наемных киллеров.
«Тот факт, что убийство Скрипаля поручили двум Героям России, говорит о том, что приказ о ликвидации отдал самый высокий чин, выше которого просто никого нет. Трудно сказать, почему мишенью стал именно Скрипаль. Возможно, он раскрыл личности каких-то серьезных разведчиков, или опознал своих знакомых, работавших под крышей одного из посольств. Он мог раскрыть каналы наркотрафика или финансовые схемы, допустим, «питерских» бандитов в Испании. Если честно, мне трудно понять, какие именно секреты он мог знать», – рассуждает Канев.
Водка и «девочки»
Сергей Канев признает, что полностью доверять информаторам в спецслужбах нельзя, однако уверяет: он уже много лет знает своих источников, и понимает, чьей информации можно верить.
«Конечно, за эти годы кто-то отошел, а кто-то начал требовать деньги за информацию. Обычно удается «отделаться» приглашением в ресторан и бутылкой водки, но встречаются и такие, кто требует деньги, накрытую «поляну» и девочек. Правда, я стараюсь не иметь с такими дела», – откровенничает журналист.
К слову, «девочек» ГРУ и ФСБ используют не только для развлечений, но и для вербовки иностранцев на территории России. В январе 2017 года Сергей Канев провел расследование для издания The Insider на тему того, как спецслужбы снимают компрометирующее видео в отелях. Ему удалось взять интервью у одного из кураторов крупного московского отеля, где останавливаются иностранцы, и тот подробно объяснил, как вербуется обслуживающий персонал гостиниц, как горничных инструктируют соблазнять клиентов, где устанавливаются видеокамеры и какие подразделения отвечают за «режиссуру» отснятого материала. Полученный материал во многом подтвердил данные, изложенные в досье бывшего британского разведчика Кристофера Стила на Дональда Трампа.
По словам Сергея Канева, интерес для российской контрразведки представляют не только секретоносители, но и любые богатые и влиятельные иностранцы.
«При каждой крупной гостинице в Москве работает группа оперативно-поискового управления – так называемая «наружка». По сигналу они могут оперативно следовать за любым иностранцем. Правда, у них тоже случаются казусы. Однажды «наружка» стала свидетелем, как один англичанин сел в служебную машину МВД, а при выходе из нее что-то передал водителю. Эту машину искали потом по всей Москве, но, самое смешное, так и не нашли водителя!», – рассказывает Канев.
Однако журналист замечает: современных зарубежных гостей уже не так просто завербовать.
«Человек, дававший мне интервью, признался, что один раз его сотрудникам удалось снять компромат на иностранного дипломата, доказывающий, что он гей. Однако пленка не возымела на гостя никакого эффекта. Он ответил, что в его стране это является абсолютно нормальным, и никакого компромата в этом нет», – делится Канев.
Полная деградация системы
Еще одной причиной частых провалов, помимо недовольства отдельных офицеров, Сергей Канев называет конкурентную борьбу ГРУ с ФСБ и СВР, которая тоже способна создать почву для утечек.
«Недавно я писал о полковнике ГРУ Константине Бахтине, работающем под «крышей» посольства России в Нидерландах – том самом, который, по-видимому, виновен в провале кибер-диверсантов, пытавшихся взломать компьютерную сеть Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) в Гааге. Есть информация, что служивший при том же посольстве сотрудник ФСБ писал на него доносы, тем самым, вероятно, вымогая у него деньги», – поделился журналист.
Однако главной причиной цепочки неудач, по словам Канева, является полная деградация системы.
«Наверх поднимаются люди, умеющие зарабатывать деньги. У них есть свой бизнес, доходами с которого они делятся с начальством. В спецслужбах наблюдается тотальная коррупция, землячество и кумовство. Полиция и ГИБДД еще более продажны. За определенную плату они готовы «слить» все, что угодно. Первое место по части коррумпированности занимает Служба судебных приставов, затем идет полиция, потом – военные, ФСБ и так далее. Благодаря этим утечкам вычислить ГРУшника довольно легко. Можно сходить на радиорынок, купить адресную базу и просто вбить в нее адреса общежитий Минобороны. Затем, получив имена прописанных там людей, можно пробить их через Интернет и узнать, где именно они сейчас служат», – открывает секреты Сергей Канев.
Перспективы «путинской вертикали»
Основываясь на своем опыте столкновения с коррупцией в рядах силовиков, журналист считает, что существующая вертикаль власти не так прочна, как пытается показать Кремль.
«У меня сложилось ощущение, что достаточно одной искры, чтобы ситуация кардинально изменилась и в итоге взорвалась. Я заметил, что отношение россиян к Путину меняется, и даже вчерашние «ура-патриоты» уже умерили свой пыл и начали задумываться. Вопрос в том, отдаст ли Путин приказ открыть огонь в случае массовых протестов. Еще несколько лет назад я бы ответил «нет», поскольку все его деньги находились на Западе. Но сейчас, похоже, Путину просто нечего терять. Он понимает, что любой его преемник не будет брать на себя его грехи, а значит, рано или поздно он окажется на скамье подсудимых. К тому же нельзя забывать о «коллективном Путине» – примерно 500 самых близких к нему людей, включая Патрушева, Сечина, Иванова, Бортникова и других людей, лично преданных президенту. Они тоже будут до последнего держаться за власть.
Однако эти люди с их советским сознанием не учитывают того, насколько изменился мир за последние годы. Расследование с «Петровым и Бошировым» ярко это показало. Путин отдал им приказ дать интервью, даже не догадываясь, какими могут быть последствия. Ведь в наше время без труда можно найти родственников, сослуживцев, и установить личности этих людей. Путин, фактически, рассекретил их», – подытожил Канев.
Давление и угрозы
Тем не менее, громкие журналистские расследования не остаются в стороне от внимания российских силовиков. По словам Канева, его и раньше многократно вызывали на допросы, угрожали возбуждением уголовных дел и даже пытались вербовать в Управление собственной безопасности ФСБ.
«На меня совершалось несколько нападений. Один раз, в 2008 году, меня едва не задушили. Несколько раз я обнаруживал за собой слежку, и один раз даже поймал одного из следящих с биноклем. Порой мои источники предупреждают меня о возможных проблемах», – признается Канев.
Недавно Сергей Канев получил информацию от своего источника в ФСБ, что его хотят обвинить в соучастии в подготовке теракта против Владимира Путина – якобы он пытался выяснить маршрут движения президентского кортежа. Роль исполнителя теракта в данном плане отводилась одному из сотрудников Канева, также участвовавшего в расследовании. Журналисту пришлось срочно покинуть Россию.
«Человек, который предупредил меня, через два после этого был уволен из органов. Он допустил ошибку, связавшись со мной по незащищенной связи, а силовики явно прослушивали мой телефон. Я успел уехать быстро. Предупредивший меня сотрудник был уволен за два месяца до официального выхода на пенсию», – делится журналист.
При этом, немилосердно расправляясь с журналистами и диссидентами, Владимир Путин, по словам Канева, достаточно снисходительно относится к собственным провалившимся разведчикам.
«За неудачи достается в первую очередь генералам. Что же касается рядовых исполнителей, в глазах Путина они остаются «героями», лишь отчасти виновными в том, что «операция не получилась». Притом очевидно, что в ГРУ существует острая нехватка хотя бы относительно квалифицированных кадров из числа профессиональных убийц. В разных операциях постоянно попадаются одни и те же люди, которые буквально меняют одну букву в паспорте и опять отправляются на задание», – рассказывает журналист.
На данный момент Сергей Канев работает над новым материалом, разоблачающим еще нескольких друзей и коллег горе-«отравителя» Чепиги. Он уверяет: угрозами и провокациями его не запугать, и читатели вправе знать правду о «доблестных» убийцах и диверсантах, существующих на их налоги.
Ксения Кириллова