Совсем недавно новость о том, что муж-«христианин» убил свою беременную жену в порыве гнева, шокировала многих. Но и помогла задуматься, что в церквях, к сожалению, есть женщины, которые регулярно переживают насилие, избиение от своих мужей, и, увы, держат это в секрете.
После нашумевшего убийства мы решили сделать специальное интервью с Анной Лянной-Монье (психолог, общественный деятель, мотивационный спикер в сфере развития личности, отношений, украинка, проживающая в Швейцарии).
— Все чаще и чаще мы узнаем о том, что в семьях, причем христианских, женщины терпят разного рода насилие. В чем может быть главная причина насилия?
— Причины могут быть разными. Как правило, многие люди, подвергающиеся насилию или проявляющие его, наблюдали насилие в своей семье и это подсознательно толкает их либо вести себя так же с другими, либо позволять насилию происходить в их жизни.
Одной из причин еще может быть «непроработанный гнев» к себе, к обстоятельствам, к своим близким. Негативные эмоции накапливались у человека. Это происходит тогда, когда человек не проговаривал, не осознавал, но подавлял… А если любые эмоции подавлять в себе, не давать им вовремя выйти, они накапливаются, что, в свою очередь, приводит к хроническим болезням, вспышкам гнева, которые отражаются на близких. Ярость перерастает в насилие. Еще часто за гневом стоит чувство страха, страх потерять контроль. Из этого вытекает еще одна причина – низкая самооценка, необходимость самоутверждаться за счет унижения других.
Еще, как это не удивительно, причиной насилия является культурная и религиозная составляющая.
Верующие, эмоционально нестабильные мужчины могут понимать неправильно, что значит «муж – глава семьи» и выражать это за счет применения физической силы.
— Говоря о гневе, мы знаем, что это не положительная эмоция. Как тогда его разумно проявлять?
— Во-первых, гнев – это присущая нам эмоция и мы не даем оценок ей как негативной или позитивной. Мы должны признать, что она есть и это часть нашего человека. Намного более важным моментом является то, как мы проявляем эту эмоцию и несем ли за ее проявление ответственность.
Итак, прежде всего, нужно говорить о своих чувствах, о том, что приводит к раздражению, гневу, признать проблему, это поможет контролировать гнев. Если человек экспрессивный, можно заниматься спортом, побить грушу в спортивном зале, в конце концов. Регулярно искать мира и спокойствия в Боге, отдавая Ему в молитве все свои заботы. Неконтролируемый гнев нужно в себе увидеть и признать, а далее – искать помощи и совета в том, что с этой проблемой делать.
— Какие сигналы о наличии склонности к насилию может отследить девушка у своего молодого человека?
— Каждой девушке перед свадьбой нужно видеть как можно больше своего избранника в естественной обстановке. Например, как он реагирует на внешние раздражители, как ведет себя с людьми, с родителями, как часто повышает тон, понаблюдать над его реакциями. В период встречания важно пройти кризисные ситуации, где мужчина проявит себя, покажет, как он реагирует на несправедливость, как справляется со стрессом и конструктивно выражает свои эмоции.
— Есть разные типы личности, к примеру, экспрессивные люди будут реагировать более эмоционально. Значит ли это, что они больше склонны к гневу и насилию?
— Главное, чтобы эти люди не наносили вред другим. Они могут реагировать на жизненные обстоятельства по-другому. Тут важно понимать для себя – если реакция, проявленная определенным образом, вас настораживает, она наносит прямой или потенциальный вред, тогда это уже может послужить тревожным сигналом.
— Что мы можем назвать насилием по отношению к другому человеку?
— Проявление насилия может иметь не только прямой физический характер. Важно понимать, что насилие зачастую бывает эмоциональным, вербальным, прежде чем переходит в физическую стадию. Например, в семье ребенка не называют по имени, а лишь обращаются в третьем лице – он/она, его/ее и т.д. Такие проявления психологи уже называются вербальным насилием, т.к. происходит деиндивидуализация (обезличивание) личности. Исходя из этого, мы можем задуматься больше над феноменом того, что человек, не определив для себя понимание насилия, не считает, что грубые и грязные слова, явно оскорбляющие и унижающие его личность, являются насилием. Что уже говорить о случаях, когда женщины отказываются признать очевидный факт насилия в то время, как мужья их избивают. Это уже чистой воды отрицание.
— Каков должен быть предел терпения?
— Каждая женщина должна определить для себя, что по отношению к ней недопустимо. Некоторые женщины не всегда считают, что если на них подняли руку, то это плохо, а для кого-то одно только неуважительное слово – уже проявление неуважения и эмоциональное насилие.
Поэтому здесь играет очень важную роль и то, как женщина разрешит к себе относиться. Физическое применение силы, грубые и унизительные слова, крик, эмоциональный шантаж – все это нельзя оправдывать.
Если в самом начале отношений и проявления насилия женщина не сказала о том, что ее такое не устраивает, то это будет повторяться.
— Почему женщины так долго терпят?
— Из-за низкой самооценки женщина может думать, что заслужила такого отношения к себе. Некоторые выбирают позицию жертвы, это значит «я бессильна, я заложник обстоятельств». На самом деле есть выход! Правильная позиция «Я не могу тебя изменить, но я в силе изменить то, как я буду на это реагировать и то, что я буду допускать по отношению к себе».
Подпитывают позицию жертвы такие мысли:
- я не заслужила лучшего;
- я тоже делаю ошибки;
- бывает и хуже;
- лучше быть с таким мужчиной, чем одной;
- он изменится.
Что касается последнего – надежда, что «бийца» изменится, должна основываться на конкретных шагах к этим изменениям с его стороны, иначе это ловушка.
— Что же делать женщинам-христианкам, переживающим насилие?
— Выносить во свет! Принять решение не молчать. Для начала можно поделиться кому-то близкому, обязательно рассказать пастору или душепопечителю в церкви. Если они не смогли вам помочь решить эту проблему, нужно обращаться к психологам, искать центры помощи.
Я лично рекомендую обращаться к профессиональным психологам. Почему? Это третья беспристрастная сторона, не родственник, не пастор. Это должны быть «не свободные уши», а помощь специалиста, прежде всего, для потерпевшей.
— Чем могут помочь церкви и каковы ошибки церквей в этом вопросе?
— Часто в церкви скрывают подобные вопросы из-за так называемого «религиозного стыда». К примеру, пастору признать, что в его пастве есть подобная проблема – значит, взять ответственность на себя. Легче скрыть. Это становится постыдным секретом.
Также бывает в церквях «культ личности», это когда женщина ни при каких обстоятельствах не может обличить или сказать прямо о недостатках пастора, дьякона, мужа — особенно, если он занимает почетную должность в церкви.
Увы, в христианских кругах часто можно встретить такую подмену понятий – когда в ответ на насилие призывают к смирению и подчинению мужу вместо того, чтобы называть это поведение деструктивным и созависимым. Не говорят о ценности личности и о том, что в нашем теле живет Дух Святой, и что никто не имеет право причинять нам вред. И такими нравоучениями только лишь подпитывается состояние жертвы.
— Каков идеальный сценарий помощи пострадавшим от насилия?
– Очень хотелось бы, чтобы в церквях было правильное отношение к этому печальному явлению. Просто понимание того, что это недопустимо и что человеку, обратившемуся в церковь с этим сложным вопросом, нужна помощь, но никак не осуждение. Нужно разбираться и делать это очень индивидуально, конфиденциально и мудро. С помощью Бога искать выход и решение. Но прежде, чем пара обратится к пастору, мужу, проявляющему насилие, нужно признать, что проблема существует. Если муж не признает этого, то как раз пастор должен помочь ему увидеть это и осознать. Как говорится – признание проблемы — половина ее решения. Далее пастор проявляет пасторскую заботу и это его прямая роль. Как это делает пастор – решать ему, и он ответственен за свой выбор перед Богом. Но т.к. явление насилия имеет очень комплексную динамику и часто связано с такими явлениями как отрицание, созависимые отношения и другими, о которых мы упоминали выше, пастору, не имеющему психологического образования, стоит знать контакты христианских психологов, душепопечителей, которые могут помочь разобраться в психологической составляющей данной проблемы. Ведь человеку, обратившемуся к нему с проблемой физической боли, пастор скорее всего посоветует обратиться к врачу, и не посчитает это неправильным, грешным или «слишком мирским», даже несмотря на то, что к нему «больной» обратился только за молитвой и духовной поддержкой. Так же, в вопросе болезненных душевных страданий, пастор, не снимая с себя ответственности о пасторской заботе, продолжает опекать духовно и наставлять семейную пару, или женщину, переживающую насилие. Но он также сотрудничает и поддерживает этих людей в том, чтобы они обращались за помощью к профессиональным душепопечителям, которые смогут тщательно проработать комплексную психологическую динамику.
Такое сотрудничество с психологами в славянских церквях встречается пока крайне редко, но я лично верю, что это в Украине будет развиваться, и что именно церковь будет становится тем целительным сообществом, где страдающий человек сможет получить адекватную помощь.
Парадоксы жизни христиан: проблема домашнего насилия замалчивается в церквях
http://www.diasporanews.com/2016/05/18/%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B0/
Записала Татьяна Пинчук, territoriao.info