Недавно в издательстве «Живая жизнь» в Москве вышла в свет новая книга пастора церкви «Дом Хлеба» в Сакраменто (Калифорния) Александра Шевченко «Церковь и гражданское общество». Это — первое издание из серии «Ее Величество Церковь». Предлагаем вашему вниманию некоторые выдержки из этой книги.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последние годы я чувствовал особое побуждение много говорить и писать о церкви. Я посвятил этому вопросу немало времени и сил. Помимо прочего, мой опыт пасторского служения на протяжении последних десяти лет дал мне возможность объединить свои выводы и откровения в одну книгу. Суммируя свои мысли и наблюдения, я не мог найти лучшего названия для этой книги, чем «Ее Величество Церковь». Меня особенно увлекает тема божественной перспективы для Церкви, ее статус и природа, ее обетования, ее власть и сила, ее награды и титулы и т. д.
Однако я понял, что написание такого объемного труда займет много времени. А время, как известно, не ждет. По этой причине я решил писать и печатать книгу частями. Общество бросает все новые вызовы, и церковь порой не успевает объективно изучать те или иные явления, чтобы реагировать на них в соответствии с учением Священных Писаний. Таким образом, первое издание из серии «Ее Величество Церковь» называется «Церковь и гражданское общество».
Это мои размышления в ответ на ситуацию, которая застала славянскую церковь врасплох. Война, идея справедливости и социального равенства, национальная самоидентичность, патриотизм… Одним словом, Церковь в контексте национальной и мировой культур. Вот уже более пяти лет, работая над многосерийным фильмом «Богоискание славянских народов», я не перестаю удивляться, насколько часто повторяется история.
Вопрос о роли церкви в обществе был и остается одним из наиболее сложных и важных. При этом выбраться из лабиринта, не взяв за основу Священную книгу, Библию, не представляется возможным ни в средневековье, ни в век постмодернизма. Последний фильм студии «Угол» — «Расколъ. Трагедия века» освещает одну из наиболее темных страниц истории православной Руси. Формируя и развивая взаимоотношения с государством, церковь не взяла за основу многие фундаментальные утверждения Библии.
Сознательное отступление от стандартов Священных Писаний извратило представление о церкви и ее роли, что в свою очередь породило цепную реакцию распада всего общественного уклада и привело к расколу на Руси. Случилось в точности то, о чем предупреждал Христос: «Не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6). Увы, правду Божью заменили преданиями и толкованиями человеческими. Люди бросились защищать каждый свою правду, пытаясь склонить Бога на свою сторону. Но Бога не было и не могло быть в этой бойне, в этих спорах, в этой ревности, казнях и гарях (самосожжениях в знак протеста).
Как известно, истина у Бога, и она не может быть у каждого своя. Вера в ложь — попустительство Божье! Это кара за попрание истины. «Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова. И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда» (Ис. 59:13‒15).
О чем же эта книга? Как сформулировать главные вопросы? Чего хочет Бог — торжества справедливости или победы над злом? Я сознательно противопоставляю одно другому, поскольку справедливость предполагает возмездие — «око за око, и зуб за зуб» (Мф. 5:38), а победа над злом — непротивление злу насилием (Мф. 5:39). Чего хочет церковь — служить Богу или выслуживаться перед властями? Чего хотят власти — возродить общество через церковь или использовать ее в своих интересах? Попробуем разобраться.
Часть I
СИЛА И ВЛАСТЬ ЦЕРКВИ
Власть — Божье установление
В этом разделе нам предстоит выяснить, как Бог видит устройство человеческого социума, с учетом того, что большая часть населения земного шара либо не признает Его суверенного господства над миром, либо напрочь отрицает Его существование. Стоит начать с того, что Бог является Богом устройства. Для поддержания порядка на земле Он установил институт власти. Это делегирование полномочий отдельной группе людей в целях общего устройства гражданского общества. При этом не важно, о какой части земного шара идет речь, а также какая именно государственная религия или режим там доминируют.
Законная власть утверждает и контролирует порядок, тогда как безвластие приводит к анархии. «…нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению…» (Рим. 13:1-2). Первое, что должен понимать христианин: власть дается Богом! Именно такая постановка вопроса должна определять наше отношение к институту власти.
Вот примеры из Библии: Иоанн Креститель учил: «Не может человек ничего принимать [на себя], если не будет дано ему с неба» (Ин. 3:27). Фарисеи и книжники, наблюдая за Христом, добивались от Него ответа: «Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?» (Мк. 11:28). Совершенно невозмутимо Христос отвечал воинам, пришедшим Его арестовать в Гефсиманском саду: «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, — давая понять, что в тот момент они не имели власти на это. — Но теперь — ваше время и власть тьмы» (Лк. 22:53). Без сопротивления Он отдал Себя в их волю, понимая, что власть дается свыше.
Пилат пытался сказать Христу, что имеет власть Его распять или отпустить, на что Христос отвечал: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19:10-11). Пророку Даниилу Бог показал духовный мир и развитие четырех мировых цивилизаций наперед. Это значит, что ход исторических событий, хотя в деталях и не предопределен, в точности известен Богу наперед. «Затем видел я: вот — еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему» (Дан. 7:6). «Затем воссядут судьи, и отнимут у него власть губить и истреблять до конца» (Дан. 7:26).
Тексты из книги Откровение заслуживают отдельного исследования. Прошу обратить внимание на то, что власть дается, но при этом всегда и для всех властителей свыше определяются сроки правления, мера влияния и география их деятельности. «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть… и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными» (Отк. 6:8). «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» (Отк. 13:5). «И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Отк. 13:7).
Итак, первый вывод: власть дается Богом! И «нет власти не от Бога» (Рим. 13:1). Официальная власть осуществляется через чиновников (людей, наделенных чинами), уполномоченных нести ответственность за устройство разных сфер жизни и быта подвластных им людей. При этом всякая власть укрепляет себя за счет силовых структур и военной мощи. Кроме министерств здравоохранения, культуры, финансов государственная власть имеет министерства обороны и внутренних дел, что подразумевает наличие полиции, армии и т. д.
Таким образом, любая власть не только налаживает быт или защищает внешние границы государства, но и поддерживает порядок внутри страны посредством, прямо скажем, силы оружия. По словам апостола Павла, начальник «носит меч… в наказание делающему злое» (Рим. 13:4). В этом есть прямая необходимость, иначе с самой властью никто не будет считаться ни вне, ни внутри страны.
В своем большинстве люди морально слабы и понимают не язык закона, а язык силы. Когда дело касается порядка, начиная с обычной семьи, состоящей из двух человек, и заканчивая государством с многомиллионным населением, имеет место принцип субординации, строго обязывающий одного подчиняться другому. Обязательства эти налагаются Богом, равно как Им утвержден и сам принцип. При этом характерным является не просто подчинение человека человеку, но признание, что его власть — от Бога. «Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13:2).
Сложности возникают тогда, когда божественные принципы сталкиваются с человеческими возможностями. Допустим, часть населения в стране начинает обладать большей силой, чем законная власть, и при этом должна повиноваться официальной власти как Божьему установлению. Опыт показывает, что редко кому удается справиться с таким соблазном. Только отдельные люди, такие как Давид, понимая духовные закономерности мироустройства, умеют сдерживать свою силу, дабы не нарушить духовные принципы.
Давид неоднократно имел возможность убить царя Саула и в тот же день сесть на его престоле. Для этого имелись все основания, но он ни разу не поступил вопреки принципу: царь — помазанник Божий. Давид полностью исключал свое участие в перевороте. Он видел три варианта исхода дела: «Пусть поразит его [царя Саула] Господь, или придет день его, и он умрет, или пойдет на войну и погибнет» (1Цар. 26:10).
Это не сентиментальность или напускное смиренномудрие, но вера Давида в Бога, Который посчитал нужным всему этому быть. Однако, как я сказал, подобного рода испытания выдерживают единицы. К нашему стыду, мы должны признать, что этот духовный принцип меньше влияет на церковь, чем возможность давления на власть или даже ее свержения, которая предоставляется порой людям. Здесь корень проблемы.
P.S. Заказать книгу Александра Шевченко «Церковь и гражданское общество» можно по телефону: (916) 473-0517. или email: [email protected]
Comments 2