Президентство Барака Обамы завершается уже 20 января, а достижения демократа-афроамериканца за два четырехлетних срока не оказались столь однозначными.
44-й президент США демократ Барак Обама передаст полномочия республиканцу Дональду Трампу и покинет свой пост, на котором он проработал два срока — восемь лет. Его пребывание в Белом доме сопровождалось как определенными успехами, так и серьезными неудачами, однако запомнится он в первую очередь не этим. Обама войдет в историю как первый афроамериканец на посту президента США.
Поспешные оценки
В 2008 году триумф 47-летнего сенатора от штата Иллинойс оказался из разряда тех, которые в Америке принято сравнивать со сходом снежных лавин. Избиратели поверили Обаме, призывавшему к смене курса, и вручили ему внушительный мандат на власть. Его победа в значительной степени стала следствием катастрофического падения популярности Джорджа Буша-младшего, вызванного военной авантюрой США в Ираке, а также финансового кризиса, подкосившего национальную экономику.
В то же время, впервые избрав на пост президента темнокожего политика, американцы сумели преодолеть расовые предрассудки и сделали важный шаг вперед, установив для себя более высокие морально-этические стандарты. Поправки к Конституции США, отменившие дискриминацию по цвету кожи, были приняты после Гражданской войны во второй половине XIX века, но почти столетие оставались лишь на бумаге. Когда в 1961 году отец Обамы — “черный как уголь” кениец — женился на “белой как молоко” американке, смешанные браки были еще запрещены в 22 штатах страны.
Ведущая американская газета New York Times писала, что избрание Обамы “устранило последний расовый барьер и принесло нации нравственное очищение”. “Америка стала лучше”, — вторил ей автор наскоро состряпанного бестселлера о 44-м президенте США Боб Нир. Результаты выборов-2016, во многом предопределенные неудачной политикой Обамы, заставляют усомниться в этих оценках. Неслучайно журнал Time, объявивший Трампа Человеком года, сопроводил его фотографию подписью “Президент разъединенных штатов Америки”.
Две войны
Политическое наследие, доставшееся Обаме, иначе как тяжелым не называли. “Еще ни один президент не вступал в должность в том момент, когда страна ведет одновременно две войны”, — отмечал известный дипломат Ричард Холбрук, напоминая о военных действиях в Ираке и Афганистане. Обама сумел вывести сухопутные войска США из Ирака, где с 2003 года погибли 4500 американских военнослужащих, но был вынужден сохранить несколько тысяч солдат и офицеров в Афганистане, поскольку национальная армия пока не в состоянии самостоятельно справиться с боевиками движения “Талибан” и остатками “Аль-Каиды”. Вдобавок ВВС США проводят в Ираке и Сирии операцию против террористической группировки “Исламское государство” (ИГ, запрещена в РФ), опасность которой администрация Обамы поначалу явно недооценила.
По сути дела, нынешний хозяин Белого дома оставляет своему преемнику те же две войны, которые сам унаследовал от Буша-младшего. Ликвидация американским спецназом “международного террориста номер один” Усамы бен Ладена в мае 2011 года нанесла серьезный удар по “Аль-Каиде”, но не сломила сопротивление экстремистов в Афганистане. Решение о прекращении боевых действий в этой стране было принято США и НАТО “только на словах”, считает ведущий сотрудник вашингтонского Института Брукингса Майкл О’Хэнлон. “Мы по-прежнему втянуты в военную кампанию в Афганистане”, — подчеркивает эксперт.
Провалы без скандалов
На внутреннем фронте Обаме с первых дней также пришлось исполнять роль антикризисного менеджера. По его собственному выражению, тогда американская экономика и финансы “находились в состоянии свободного падения”: промышленное производство неуклонно снижалось, безработица перевалила за 6%, а уровень личных сбережений граждан был самым низким со времен Великой депрессии. Вдобавок крах ипотечных корпораций Fannie Mae и Freddie Mac, инвестиционных банков Lehman Brothers и Merrill Lynch, крупнейшей страховой компании American International Group. Плюс нестабильность на фондовом рынке, госдолг $10 трлн, рост цен на бензин.
Если бы Обама сумел быстро вывести национальную экономику из полосы спада, то мог бы присоединиться к когорте великих американских президентов. Однако по многим причинам — как объективным, так и субъективным — этого не произошло. Отношение к нему в американском обществе определил также ряд его сомнительных решений, в том числе непопулярная реформа системы здравоохранения, получившая неофициальное название Obamacare.
Черту под его президентством подвели ноябрьские выборы, на которых кандидат Демократической партии экс-госсекретарь Хиллари Клинтон, считавшаяся преемницей Обамы, потерпела сокрушительное поражение. Избиратели ей не поверили и отдали голоса за республиканца Трампа, обещавшего вернуть в страну рабочие места и “сделать Америку вновь великой”. Синие воротнички, то есть рабочий класс, пошли за нью-йоркским миллиардером.
В недавнем интервью журналу Rolling Stone Обама признался, что был откровенно разочарован итогами выборов, но в целом “не унывает”, поскольку по-прежнему “гордится работой, проделанной за последние восемь лет”. Одним из своих достижений он считает отсутствие в его администрации крупных политических скандалов. “У нас бывали ошибки, бывали просчеты, но с точки зрения этики, соблюдения правил и норм, сохранения доверия американского народа я бы охотно сравнил нашу администрацию с любой прежней администрацией в истории”, — заявил он на пресс-конференции, состоявшейся в Белом доме после выборов.
Неисправимый идеалист
Когда Обама пришел к власти, ожидалось, что его администрация станет наименее идеологизированной за последние десятилетия. По сравнению с окружением Буша-младшего, где первую скрипку играли убежденные неоконсерваторы, участники новой вашингтонской команды поначалу действительно казались реалистами и прагматиками. Однако в действительности Обама всегда был идеалистом — со всеми плюсами и минусами, присущими этому типу политических лидеров. Проявилось это и в новом подходе США к арабским странам, и в “развороте” в сторону Азии, и в непродолжительной “перезагрузке” отношений с Россией — ее символом стала “красная кнопка”, на которую вместе нажали Хиллари Клинтон и глава МИД РФ Сергей Лавров.
Про Обаму также говорили, что “его беда не в том, что он черный, а в том, что он зеленый”. Один срок в кресле сенатора перед переездом в Белый дом, судя по всему, не позволил ему набраться достаточного политического опыта, в том числе в международных делах. Однако любое президентство — это аванс, и обещание молодого темнокожего политика стремиться к миру без ядерного оружия подкупало своей искренностью и благородством цели. Авансом ему была присуждена в 2009 году и Нобелевская премия мира с формулировкой “за большой вклад “в укрепление международной дипломатии и сотрудничества между людьми”.
Обама стал третьим президентом США после Теодора Рузвельта и Вудро Вильсона, получившим Нобелевку во время пребывания в Белом доме (Джимми Картеру она была вручена уже после того, как он покинул свой пост). Отрабатывая, по его собственному выражению, эту высокую награду, он заключил в 2010 году с Россией Договор по СНВ, предусматривающий сокращение ядерных арсеналов двух стран на 80% от самых высоких уровней времен холодной войны. Соглашение, которое Вашингтон и Москва продолжают исправно выполнять, несмотря на острые разногласия в других областях, стало одним из самых важных внешнеполитических достижений уходящей американской администрации. В актив ей также можно записать участие в международной договоренности по ядерной программе Ирана и решение восстановить отношения с Кубой.
Однако список явных неудач будет, пожалуй, не менее внушительным. Здесь и провал усилий по урегулированию арабо-израильского конфликта; и ситуация в Ливии, открыто признанная Обамой в качестве своей ошибки; и положение в Ираке, где продолжают орудовать боевики из ИГ. А уж какими благими намерениями оказалась вымощена дорога в сирийский ад, можно было бы и не говорить.
От “перезагрузки” до санкций
Реализма и прагматизма не хватило администрации Обамы и при выстраивании отношений с Москвой, которые после непродолжительного подъема вновь пошли на спад начиная с 2012 года. Вашингтон так и не сумел найти в себе силы, чтобы изменить подход к проблемам ЕвроПРО и расширения НАТО, вызывавшим откровенное раздражение России. К старым разногласиям прибавились новые: от Сирии и тупиковой ситуации вокруг Грузии до прав человека и “акта Магнитского”.
Серьезные противоречия были вызваны внутриполитическими событиями в России. Комментарии американских официальных лиц по поводу выборов в Госдуму, действий российских властей в отношении оппозиции и ряда резонансных законов, принятых в РФ, были восприняты Москвой как вмешательство во внутренние дела. А откровения госсекретаря Хиллари Клинтон об интеграционных процессах в СНГ (“мы стараемся разработать эффективные способы, чтобы замедлить или предотвратить это”) лишь усилили подозрения об истинных целях и намерениях США в отношении России.
В свою очередь Вашингтон затаил обиду на Москву из-за “дела Сноудена”, отказа от совместных программ по ядерному нераспространению и поддержки сирийского лидера Башара Асада. Окончательно отношения были испорчены в результате событий на Украине и воссоединения Крыма с Россией, которое администрация Обамы назвала “аннексией”. Санкции, введенные Соединенными Штатами против ряда российских физических лиц, компаний и организаций, были расценены Москвой как недружественный шаг.
Отношения между двумя странами, начавшиеся при администрации Обамы с “перезагрузки”, оказались сейчас в самом плохом состоянии за последнюю четверть века, и политологи по обе стороны Атлантики начали открыто рассуждать о возвращении к временам холодной войны.
Пересмотр наследия
В свое время помощник президента Буша-младшего по национальной безопасности Стивен Хэдли отмечал, что “подлинное партнерство” между двумя иностранными государствами может быть налажено только тогда, когда они разделяют общие демократические ценности. Россия и США пока придерживаются разных взглядов на проблемы демократии и прав человека и менять их, судя по всему, не собираются.
В то же время все эксперты сходятся во мнении, что новая холодная война не выгодна никому, а избрание республиканца Трампа президентом США дает сторонам шанс на улучшение отношений. Многие также указывают, что администрация Обамы не сумела достичь своих целей на российском направлении.
“Нынешний подход США к России потерпел провал, — отмечает ведущий сотрудник Кеннановского института в Вашингтоне Мэтью Рожанский. — Внешне кажется, что Москва изолирована и подвержена жестким санкциям, но это никак ощутимо не меняет ее курса по Украине и Сирии”.
Чтобы возобновить диалог с Москвой, Трампу придется отказаться от некоторых политических установок администрации Обамы, поставившей барьеры на пути сотрудничества с Россией практически во всех областях. Судя по предвыборным заявлениям республиканца, серьезному пересмотру могут быть также подвергнуты ядерная сделка с Ираном, курс на восстановление отношений с Кубой и Парижское соглашение по климату — как раз те международные инициативы, которые Обама считает своими важнейшими внешнеполитическими достижениями.
Подобное развитие событий лишний раз заставит говорить о том, что восемь лет его пребывания в Белом доме оказались президентством упущенных возможностей. И даже наследие Обамы в устранении расовых барьеров носит символический, а не практический характер: темнокожие американцы считают, что в их положении за последние годы мало что изменилось.
Суммируя разочарования простых граждан США, британская The Guardian недавно написала: “На многих фронтах, в частности в экономике, банковской сфере, в области гражданских свобод, он мог бы сделать больше или лучше”. Не сделал…
Корреспондент ТАСС Иван Лебедев
Ставьте LIKE на странице DiasporaNews в Facebook. Мы будем сообщать вам о важном и интересном.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
http://www.diasporanews.com/top7/