Для многих иммигрантов, у которых нет возможности получить визу США, просьба политического убежища на границе зачастую становится единственной надеждой на счастливую и безопасную жизнь. Однако на практике вместо попадания в «иммиграционный рай» просителям приходится проводить долгие недели, а то и месяцы в иммиграционных тюрьмах не нарушив при этом ни одного американского закона. В качестве подстраховки от такого варианта беженцы пытаются найти «спонсора» – человека, который взял бы на себя заботу о них в начале вынужденной иммиграции, а главное – обеспечил бы явку иммигранта в суд, который должен будет принять решение насчет убежища, рассказывает журналист Ксения Кириллова.
Роковой звонок
Впрочем, просители убежища уверяют: даже наличие такого спонсора-поручителя не гарантирует того, что вас отпустят дожидаться суда на свободе. Иногда судьба беженца может зависеть в прямом смысле слова от одного телефонного звонка – как это произошло, к примеру, в истории Михаила Никитина.
«Адвокат сказал, что мне нужно найти спонсора, иначе меня задержат на границе. Однако мне нужно было срочно выезжать из России, и времени на поиски просто не оставалось. Уже находясь в Мексике я нашел в социальных сетях группы беженцев-иммигрантов, и через них договорился со спонсором, которая готова была поручиться за нас с супругой», – поясняет он.
По словам Михаила, идеальными поручителями, особенно для семей, часто становятся христианские церкви или еврейские организации. По его наблюдениям, у семей с детьми или беременных женщин, особенно при наличии спонсора, практически стопроцентный шанс выйти на свободу сразу при пересечении границы: таможенные офицеры боятся брать на себя такую ответственность. А вот просителям-одиночкам приходится сложнее. Михаил отмечает: часто, если у офицеров изначально нет цели выпустить вас, они ограничатся формальным звонком, после чего могут сразу же запустить процедуру «ускоренной депортации».
«Так и произошло в моем случае. Американские таможенники не дозвонились моему спонсору, поскольку звонили часов в 10 вечера. После этого меня отправили по этапу, и на свободу я вышел почти через два года», – рассказывает Михаил.
Два вида поручительства
Иммиграционный адвокат Дмитрий Филимонов поясняет: никакого правового акта, определяющего требования к спонсору, нет, а сам институт поручительства сложился исключительно на практике.
«Формально все люди, приходящие на американскую границу без виз, подлежат заключению под стражу. Однако в реальности иммиграционная полиция может отпускать людей, позволяя им дожидаться суда на свободе. Главное, что беспокоит иммиграционных офицеров в таком случае, – это риск, что просители убежища могут «раствориться» в стране и попросту не явиться в суд. Именно поэтому они просят координаты людей, которые могут поручиться, что иммигрант придет в суд, а также позаботятся о нем на первых порах», – уточнил адвокат.
По словам юриста, на этом этапе от спонсора требуется минимальная информация о себе, и чаще всего действительно достаточно одного телефонного звонка, подтверждающего его готовность поручиться за беженца. Однако если таможенный офицер не может дозвониться до спонсора или по другим причинам принимает решение не отпускать иммигранта, он вправе начать процедуру ускоренной депортации. В этом случае беженцев отправляют в центры временного содержания, выйти из которых возможно только после прохождения интервью на проверку обоснованности страха преследований на родине. Ожидание таких интервью может занять несколько недель.
«После успешного прохождения интервью иммигрант может подать ходатайство об освобождении, в том числе ссылаясь на поручителя. В этом случае к спонсору предъявляются уже более строгие требования: он должен подтвердить свой статус, адрес на территории США, предъявить копии налоговых деклараций, подтверждающих доходы, и прочее. Этот перечень, в отличие от первого вида спонсоров, определен хотя бы на уровне ведомственных инструкций», – комментирует Дмитрий Филимонов.
По его словам, сейчас иммиграционные офицеры отпускают беженцев гораздо чаще, чем при предыдущей администрации, и большинство задержанных выходит на свободу после прохождения интервью, то есть примерно через пару месяцев после задержания.
«Интересно, что нелегальные иммигранты, незаконно переходящие границу, имеют право на обжалование своего заключения в иммиграционном суде, тогда как те, кто законно обратился за убежищем в официальном пункте перехода границы, не могут обратиться в суд, и им остается надеяться только на «добрую волю» иммиграционного офицера, который может согласиться и пересмотреть изначально принятое решение о заключении иммигранта», – подчеркивает адвокат.
Дмитрий Филимонов предупреждает: не стоит полагаться на то, что вас быстро отпустят на границе. Желающим подать на убежище следует понимать: их могут там задержать.
«Очень трудно подготовиться к интервью на обоснованность страха преследований находясь в тюрьме, а пройти это интервью вам обязательно нужно – в противном случае вас депортируют на родину. Поэтому важно, чтобы вы подготовились к нему еще до прохождения границы. Вы должны безошибочно ориентироваться в своем кейсе», – советует адвокат.
«Поручительство не работает»
Политбеженец Александр Климанов уверен: то, отпустят ли беженца под поручительство, зависит исключительно от практики конкретного иммиграционного суда. По его словам, в Нью-Джерси, где он сам сидел в ожидании суда в 2016 году, такого рода освобождение не практиковалось.
«Я неоднократно видел, как под залог выпускали иммигрантов, незаконно пересекавших границу, тогда как просителей убежища оставляли под стражей», – замечает он.
По словам Александра, в такой практике, скорее всего, есть некий экономический расчет: нелегалы, как правило, не приходят в суд, в результате чего теряют залог. Затем, растворяясь в стране, они соглашаются работать на мизерную зарплату, что тоже оказывается выгодно многим.
«Я лично видел, как к моему соседу по камере в тюрьму приходила сестра-американка с мужем. Конечно, она готова была поручиться за него, и он сам ходатайствовал об освобождении. Однако ничего не помогло», – сетует Александр Климанов.
В одном беженцы солидарны: и поиском поручителей, и подготовкой дела следует заниматься заранее, чтобы не оказаться в условиях, когда сделать это будет гораздо труднее.