Чем занимаются нелегальные иммигранты, оказавшись в США, и всегда ли их присутствие, как принято думать, наносит вред стране? Ответы на эти вопросы искала журналист Ксения Кириллова.
При слове «нелегалы» в воображении иммигрантов с постсоветского пространства чаще всего возникают караваны зловещего вида людей, с боем пробивающихся через южную границу США или, у более романтичных натур – советские шпионы, годами живущие под чужими именами. Однако все может быть гораздо прозаичнее.
Нелегальным иммигрантом может оказаться добропорядочный в прошлом турист, решивший остаться в стране после истечения срока визы; девушка, приехавшая по визе невесты и не успевшая вступить в брак до окончания ее действия; политический беженец, получивший отказ в убежище, но тем не менее боящийся возвращаться в родную страну. Это может быть лучший школьный друг вашего сына или дочки, который кажется вам идеалом «настоящего американца» и помогает вашему ребенку с изучением английского языка. Чем занимаются нелегальные иммигранты, оказавшись в США, и всегда ли их присутствие, как принято думать, наносит вред стране?
Спасая жизни американцев
Мексиканец Иван Мадриз ни слова не знает по-русски и никогда не был в России. Он с улыбкой рассказывает, что «русское» имя досталось ему в наследство от родителей, которые очень любили имя Хуан и, назвав так его старшего брата, выбрали для младшего русскую версию того же имени. Впрочем, пока у калифорнийского «Вани» нет возможности побывать в России или где-то еще. Нелегально привезенный в США родителями еще ребенком в 2005 году, молодой человек все еще не может покидать страну без риска потерять возможность в нее вернуться.
Однако, даже не считаясь официальным иммигрантом и не имея пока шансов на получение гражданства, Иван считает себя полноценным жителем Америки. Он прожил в США всю свою сознательную жизнь, благодаря программе DACA смог получить высшее образование в Калифорнийском университете в Беркли, и теперь в прямом смысле слова спасает жизни американцев. Иван несколько лет работал в благотворительных программах католической организации Catholic Charities East Bay и параллельно волонтерит на горячей линии предотвращения суицида. Любой человек, чувствуя, что находится «на грани», может позвонить по указанному на сайте телефону и получить как минимум первичную психологическую поддержку.
Отдельная программа, которую Иван и его коллеги реализовывали во время пандемии коронавируса – это бесплатные видеосеминары, помогающие слушателям определить, что они или их близкие находятся в состоянии хронического стресса, и дающие рекомендации по снижению последствий тревоги. Пожалуй, самой важной частью семинара было предложение перечня ресурсов, которые могут помочь в период пандемии и которые актуальны и по сей день. Сюда входят ссылки на сайты, помогающие пострадавшим от коронавируса, данные о том, где можно сделать тест на наличие вируса, как приобрести лекарства, где можно получить продовольственную или финансовую помощь и т. д.
Еще до глобальной эпидемии Иван проводил для местного комьюнити семинары по психологическому здоровью, рассказывая об особенностях депрессий, неврозов, переживания травм и других проблем, а также первой помощи при их обнаружении.
В 2020 году юноша был удостоен стипендии 2020 Impact от Высшей школы IIRP за свои выдающиеся заслуги в социальной работе и на данный момент работает в организации, посвященной раскрытию творческого потенциала молодежи.
При этом мексиканец, по его словам, старается слишком не переживать из-за отсутствия гражданства и повторяет, что, по его мнению, это всего лишь некая условность, искусственно разделяющая людей.
«В каждом человеке важно в первую очередь видеть человека. Да, может быть, мне трудно будет сработаться с радикальными консерваторами, негативно относящимися к иммигрантам, но я не откажу им в помощи», – уверяет Иван.
Добросовестные налогоплательщики
Тем, кто нелегально пересек американскую границу во взрослом возрасте, приходится сложнее – они уже не имеют права воспользоваться программой DACA. Однако и у них есть возможность жить в стране вполне законопослушно. Не имея разрешения на работу, эти люди соответственно не вправе получить SSN, но для них вполне возможно завести номер ITIN, показывать источники доходов и платить с них налоги. Согласно данным Института налоговой и экономической политики за 2017 год, нелегальные иммигранты, живущие в Калифорнии, ежегодно платят около 3 миллиардов долларов государственных и местных налогов.
Больше всего в казну приносят иммигранты без официального разрешения на работу из центральной части Калифорнии – 154 миллиона долларов.
На втором месте идет округ Ориндж (145 миллионов) и Санта-Клара (100,6 миллиона долларов). В округе Сакраменто нелегальные иммигранты ежегодно платят налоги в размере 29,6 миллиона долларов.
Похожие цифры приводит и Калифорнийский центр бюджета и политики за 2019 год: 3,2 миллиарда долларов в счет совокупно федеральных и местных налогов.
Именно так почти 20 лет живет в Калифорнии мексиканец Фернандо Каррильо. Примерный семьянин, отец трех дочерей, он большую часть жизни работал установщиком кабельного телевидения. Старшие дочери прилежно учились в школе, младшая посещала детский сад и, как в один голос утверждают близкие и соседи мексиканца, всегда был честным тружеником. Его жена и дети – граждане США, но сам Фернандо формально не имеет возможности подать на легальный статус, поскольку ранее один раз был депортирован из Соединенных Штатов.
В 2017 году его обнаружила полиция ICE и попыталась вторично выслать из страны, однако адвокаты и правозащитники смогли доказать: возвращение в Мексику несет для Каррильо нешуточную опасность. Некоторые члены семьи Фернандо служили в правоохранительных органах и перешли дорогу мексиканским криминальным авторитетам, что повлекло обоснованный риск мести всей семье со стороны местных бандитов. Фернандо удалось благополучно вернуться к семье, но супруги Каррильо уверяют: людей, подобных ему, на самом деле довольно много.
При этом, согласно статистике, 77% американцев признают: нелегальные иммигранты в большинстве своем выполняют работы, которыми не хотят заниматься граждане США. В основном они трудятся в отраслях, связанных с производством, переработкой и доставкой продуктов, и именно на них легли основные риски первого года пандемии.
К примеру, в Калифорнии в этих отраслях трудится около 570 000 иммигрантов. Многие работают в сфере услуг, строительстве и сельскохозяйственном секторе (более четверти всех работников сектора).
Конечно, эти цифры не означают, что нарушать закон и тайком пересекать границу – это правильное, и тем более желательное поведение. Любое государство вправе охранять свои границы и отдавать приоритет собственным гражданам. Однако эти цифры и примеры как минимум показывают, что зачастую эти люди вынуждены были преступить закон, и многие из них оказываются ничуть не менее ценными для страны, чем легальные иммигранты.