Департамент внутренней безопасности (DHS) опубликовал новый подробный отчёт о натурализованных иммигрантах (Naturalization Flow Report). Из нового исследования хорошо видно, как меняется «лицо Америки», выходцам из каких стран отдаёт предпочтение Служба гражданства и иммиграции (USCIS), какие тенденции ожидают Соединённые Штаты в ближайшем будущем.
Остановимся на самых интересных моментах отчёта.
Количество иммигрантов, получающих гражданство США, значительно снизилось. За год сертификаты о натурализации получили 653.416 человек. Это один из самых низких показателей за последние четверть века.
Данный факт, однако, не свидетельствует о снижении потока иммигрантов в США. Просто подавляющее большинство приезжих не считает гражданство страны проживания необходимым.
Одни не хотят лишаться паспорта страны рождения (в тех случаях, если страна рождения запрещает иметь второе гражданство). Вторые легко оформляют социальные льготы с 10-летней грин-картой (бенефиты продолжают оставаться одной из главных причин переезда). Третьи попросту не хотят тратить $680 (плюс адвокатские услуги) на натурализационную пошлину (application for naturalization + biometric fee). Так или иначе, среднестатистический владелец постоянной грин-карты получает гражданство только через 7 лет.
Срок очень внушительный, если учесть, что брак с американскими гражданами даёт возможность подавать на натурализацию уже через 3 года, а выигранная грин-карта, политическое убежище или любой другой легальный способ получения вида на жительство – через 5 лет.
Быстрее всех паспорта США получают выходцы из стран Африки и Азии (6 лет). Медленнее всех – канадцы (10 лет).
Самой быстрорастущей группой «новых американцев» продолжают оставаться мексиканцы – 94.889 (14.5% всех удовлетворённых заявок на гражданство). Тем не менее, на длительном промежутке времени их количество стремительно сокращается. Мексиканцы реже переходят границу, реже получают политическое убежище и обладают минимальными шансами победить в лотерею по розыгрышу грин-карт (Мексика часто вообще исключается из розыгрыша из-за большого потока приезжих).
На втором месте – индусы, получившие 37.854 (5.8%) сертификатов о натурализации. Получить туристическую визу в США индусам невероятно сложно, а политическое убежище – почти невозможно. USCIS пытается всеми возможными способами сократить поток граждан этой перенаселённой (население – 1.2 млрд.) и очень бедной страны. Тем не менее, индусы въезжают в страну благодаря своему интеллекту и потрясающему техническому образованию.
Они получают визы для одарённых личностей, рабочие визы, а также инвесторские визы (те, кто побогаче). Огромные американские корпорации всегда готовы принять специалистов из Индии и усиленно ищут способы альтернативного трудоустройства иностранцев (квота рабочих виз H1B – всего 65 тысяч штук плюс 20 тысяч штук для иностранцев с учёными степенями).
Третье место среди «новых американцев» занимают 34.591 (5.3%) филиппинцев.
Выходцы с Филиппин начали селиться в Америке ещё в XVI веке благодаря активному развитию торговых связей с испанскими конквистадорами. В настоящее время иммигранты из этого островного государства составляют 4.5% от общего числа иммигрантов, проживающих в США.
Филиппинская община Америки расширяется, как правило, за счёт браков «своих американцев» со «своими за рубежом». Каждый год с Филиппин пребывает огромное количество мужей и жён натурализованных иммигрантов. Получив гражданство США, они сразу же перевозят в Америку ближайших родственников.
Далее следуют 30.284 (4.6%) натурализованных китайцев.
Сегодня ни в одной стране мира не проживает такого количества людей, желающих уехать в Америку, как в Китае. Например, фиктивный брак китаянки с американцем на территории Поднебесной оценивается на подпольном рынке в $110 – $120 тысяч. Сумма увеличивается, если у китаянки более трёх несовершеннолетних детей (они автоматически получают грин-карты).
Самый популярный способ легализации в США среди китайцев – инвестиции в национальную экономику (виза EB-5). В прошлом году они получили почти 10 тысяч таких виз (для сравнения, выходцы из России – менее сотни).
Вслед за китайцами числятся кубинцы, которые за год получили 24.092 сертификатов о натурализации (3.7%). Это почти на 30% меньше, чем в 2012 и 2013 годах.
Расширение рядов кубинской общины резко замедлилось после «дружбы» барака Обамы с братьями Кастро. Если раньше почти каждый выходец с Острова Свободы считался политическим беженцем, то теперь «жертв красного режима» отправляют на дополнительные проверки.
Более того, береговая охрана США усилила контроль за лодками с беженцами. Если кубинцев ловят в нейтральных водах, то часто отказывают в праве на адвоката. Чтобы получить хоть какую-то юридическую помощь, беженец должен в буквальном смысле стать на американскую землю (даже если он по горло находится в водах Атлантического океана).
В подавляющем большинстве случаев кубинцы въезжают в США легально по программам воссоединения семей (один получает гражданство и вызывает всех остальных).
Также в десятку получающих американское гражданство входят уроженцы Доминиканской республики (23.775 – 3.6%), Вьетнама (18.837 – 2.9%), Колумбии (16.478 – 2.5%), Сальвадора (15.598 – 2.4%) и Гаити (13.676 – 2.1%).
С большим трудом барьер в 2% от общего числа натурализованных иностранцев преодолели южнокорейцы (13.587) и ямайцы (13.547).
Что касается граждан постсоветского пространства, то они всё реже получают в США вид на жительство и гражданство. Эксперты DHS не включили в официальную статистику ни одной страны бывшего СССР. Это означает, что менее 5.000 уроженцев любого государства СНГ ежегодно получают гражданство США.
«Наших» обгоняют даже гватемальцы, бразильцы и нигерийцы.
Средний возраст натурализованного иммигранта в настоящее время составляет 40 лет. Большинство (52%) – в возрасте от 25 до 44 лет.
Примечательно, что женщин почти на 10% больше, чем мужчин.
Состоящих в браке – 63.8%. Одиноких – 22.6%. Находящихся в стадии развода или заключения брака – 13.6%.
Любопытно, что подавляющее большинство натурализованных иммигрантов предпочитают по-прежнему жить в Калифорнии (21.5%). В Золотом штате, по мнению «новых американцев» легче найти работу, доступное жильё, представителей своей диаспоры, оформить государственные льготы.
Интерес к Нью-Йорку и Флориде, наоборот, стремительно снижается. Только 11.9% и 12.2% иммигрантов соответственно получали гражданство США в этих штатах. Наибольшую популярность за последние годы набрали Техас (8.1%), Иллинойс (4%) и Массачусетс (3.3%).
В целом, новый доклад DHS опровергает три укрепившихся в обществе стереотипа.
Первый – США стали чаще выдавать гражданство мусульманам.
На самом деле менее 6% натурализованных исповедуют ислам. В основном, это выходцы из Ирака (1.9%), Пакистана (1.7%) и Ирана (1.5%).
Второй стереотип – Америка выдаёт гражданство кому попало и в больших количествах.
В реальности проверки стали гораздо жёстче, чем в 90-х и особенно в нулевых годах. Люди с арестами и судимостями отправляются на дополнительные проверки и зачастую вместо сертификата о натурализации получают судебное решение об аннулировании вида на жительство (грин-карты) и принудительной депортации.
В 50-х годах прошлого века (общее население страны – 152 млн. человек) США выдавали гражданство 120 тысячам иммигрантов в год. Сегодня (322 млн. человек) – 650 тысячам. По сравнению с цивилизованными странами Европы и особенно Скандинавии – увеличение незначительное.
Третий стереотип – в XXI веке никто не хочет переезжать в США.
К счастью, гражданство Америки по-прежнему ценится на вес золота. Желающих легально жить в Штатах по-прежнему в тысяч раз больше, чем реально получающих грин-карты и особенно – гражданство.
Кстати, только 65% владельцев постоянных грин-карт в будущем успешно проходят натурализацию. Критерии к этому процессу становятся жёстче с каждым годом.