С 14 по 19 сентября в Варшаве проходила четвертая Всемирная мессианская конференция. От мессианской общины «Шалом ла Израэль» города Сакраменто на нее были делегированы Александр Адамов и Борис Ципруш. Наш корреспондент Виолетта Таскар взяла интервью у Бориса Ципрушa.
— Борис, учитывая наше 15-летнее знакомство и сотрудничество, можно на «ты»?
– Ну, конечно!
– Тогда расскажи немного о конференции, ее гостях, тематике. Думаю, это будет интересно сакраментчанам, учитывая все возрастающий интерес к мессианскому движению.
– Это была четвертая Всемирная русскоязычная конференция мессианских служителей. Наше движение было представлено разнополярными мессианскими общинами — от мессианских синагог ортодоксального иудейского направления, живущих по Торе, до свободных смешанных общин, где неевреи исполняют только 4 установления из 15 главы Деяний.
В конференции приняли участие 254 служителя из многих стран мира. Среди них были такие известные мессианские раввины, как Михаил Цин – президент Всемирной мессианской ассоциации «Бейт Цар Шалом», Владимир Пикман из Германии, Петр Широков, Борис Голдин, Клавдия Железная, Игорь Голданский — из Америки, Леон Мазин, Сергей Канторович, Александр Голдберг — из Израиля. Из России были Симха Полонский и Евгений Ципруш — президент мессианских общин Северного региона России, служители из Казахстана, Белоруссии, из Украины – Ицхак Певзев. Всех не перечислишь, но контингент собрался очень интересный, неординарный.
– Какие темы поднимались на конференции? Судя по фамилиям участников и зная их позиции в нашем служении, можно представить, какие разнообразные по тематике были семинары…
— Семинары были очень интересными. Причем, это были не просто лекции на заданную тему. После каждого семинара нам давался один час на обсуждение услышанного, где каждый имел возможность высказать свое мнение, свою позицию. Вначале конференции раввин Михаил Цин обратился к присутствующим со следующими словами: «Каждый человек имеет право на свое собственное мнение и отношение к услышанному, мы не собираемся никого переучивать или корректировать путь каждой общины, но вполне возможно, что что-то из услышанного вам будет близко, и вы захотите внедрить это в свою общину. Человек, не способный изменить устоявшееся мнение, — болен, а преображение мышления ведет к росту».
Глобальной темой конференции был вопрос: каким курсом должно идти мессианское движение? Основными спикерами по этой теме были Михаил Цин, Сергей Конторович, Петр Широков, Владимир Пикман и Александр Голдберг. В частности, Петр Широков провел семинар на тему «Кому дана Тора», Сергей Конторович говорил о еврейском мировоззрении в мессианской среде, Михаил Цин поднял огромный пласт проблем в своем семинаре «Закон Торы и благодать». Причем на эту тему было два взгляда, и второй семинар провел Борис Голдин. О литургии в мессианской общине семинар провел Ицхак Певзев, а Симха Полонский посветил свой семинар теме «Священные Писания, включая Мидраши и Талмуд”.
– Да, тематика, действительно, обширная. Я помню наши первые Всеамериканские конференции в Сакраменто, где основной упор был на выяснении того, кто мы – христиане или иудеи? Действительно, рывок в нашем движении огромен.
– Помнишь, на первой конференции многие отрицали литургию, а на Шахарит – утреннюю молитву – приходили единицы? Тут же не просто проводился полноценный Шахарит, a 80 процентов одевали тфилин, что вообще было редкостью в мессианских общинах. Мессианское движение становится все более склонным к своим традициям, ближе к иудаизму, но иудаизму Мессии, ближе к своему народу.
– Ну, и последнее. Как вас принимали в Польше, какая была культурная программа?
– Прием был очень теплым. Польша – единственная страна, где конференции проходят без охраны. После войны, когда в их гетто погибли 2 миллиона 800 тысяч евреев, которые составляли перед войной 80 процентов населения Польши, в стране ввели запрет на какое бы то ни было ущемление евреев. Нас возили в Музей Освобождения. Мы посетили Музей Варшавского гетто. Кстати, поляки реставрировали одну из разрушенных старинных синагог и перенесли ее внутреннюю обстановку в Музей гетто. Вот вкратце то, чем мне хотелось бы поделиться с теми, кто интересуется мессианским движением.
– Большое спасибо за твой рассказ, Борис, лично меня он очень впечатлил, надеюсь, наших читателей тоже.