Мнение: Вита Джога обращалась за помощью в суд. Почему закон не защитил ее от убийства?

Убийство Виты Джоги шокировало иммигрантов Сакраменто. В мае Джога, 51-летняя мать-одиночка и официантка, подала запретительный судебный приказ на своего бывшего жениха после насильственной ссоры. 21 июня он убил ее на работе, среди бела дня. Ханна Холзер из SacBee считает, что если бы законы были другими, Вита могла бы быть жива.

Вот личное мнение журналистки о трагедии.

Джога сказала друзьям и написала в судебных документах, что ее бывший партнер, 48-летний Джонни Джордан, угрожал ее убить. Она опасалась, что он выполнит свою угрозу.

Джоге был предоставлен охранный ордер против Джордана, который требовал от мужчины держаться подальше от Джоги, ее дочери, ее дома в Роклине и ее рабочего места, ресторана House of Oliver в Розвилле. Там Вита работала 7 лет. Джордану также запретили носить или покупать оружие или боеприпасы в течение пяти лет.

Утром 21 июня, Джордан пропустил судебное заседание, на котором ему были предъявлены обвинения в связи с инцидентом, связанным с домашним насилием в мае. Позже в тот же день Джордан ворвался в ресторан и застрелил Джогу среди бела дня.

Официальные лица Розвилла заявили, что этот вид преступлений «очень необычен». Но для защитников домашнего насилия, правоохранительных органов и тех, кто работает в сфере предотвращения насилия с применением огнестрельного оружия, убийство Джоги является частью более крупной эпидемии.

В 2006 году Калифорния стала первым штатом, внедрившим Armed and Prohibited Persons System, отслеживающую владельцев оружия, которые могут попасть в «запрещенный» статус из-за уголовного преступления или квалифицируемого проступка. В прошлом году Департамент юстиции штата рекомендовал законодательному собранию профинансировать программу, чтобы все суды округов Калифорнии могли конфисковать или взять на хранение известное огнестрельное оружие у лиц, которым недавно запрещен доступ.

В прошлом году Департамент юстиции также рекомендовал систему на уровне округов штата для изъятия огнестрельного оружия у людей, когда им выдается какой-либо запретительный судебный приказ. Если бы руководители штата серьезно отнеслись к этим рекомендациям, считает Ханна, Джога могла бы быть жива.

В США около трех женщин каждый день убивает интимный партнер. Существует также смертельная связь между насилием с применением огнестрельного оружия и домашним насилием: огнестрельное оружие является наиболее часто используемым оружием при убийствах, связанных с домашним насилием.

«Доступ к оружию в пять раз увеличивает вероятность того, что жестокий партнер убьет свою жертву-женщину», – сообщает некоммерческая организация Everytown for Gun Safety, выступающая за контроль над огнестрельным оружием.

В Калифорнии уже есть законы, запрещающие не только насилие с применением огнестрельного оружия, но и домашнее насилие, связанное с применением такого оружия. Запретительный судебный приказ о насилии с применением огнестрельного оружия (GVRO), также называемый «законом красного флага», дает правоохранительным органам, а также членам семей, коллегам, работодателям и учителям право работать с судами для изъятия огнестрельного оружия у лиц, представляющих потенциальную угрозу для себя или других.

По данным Департамента юстиции округа Плейсер, где была убита Джога, в период с 2016 по 2019 год было выдано 19 GVRO. Близлежащие округа Юба, Саттер, Сьерра, Пламас и Колуса выдали ноль. Для сравнения, округ Сакраменто выпустил 53 за тот же период.

Защитники говорят, что в случаях домашнего насилия лучше запретительный судебный приказ о домашнем насилии (DVRO). Если GVRO предназначены только для изъятия огнестрельного оружия, DVRO включают те же запреты на оружие и являются более всеобъемлющими – например, обеспечивают опеку над детьми и домашними животными, а также защиту рабочего места и финансовую защиту.

У Джоги уже был судебный запрет на ее жестокого бывшего жениха. Он включал ограничения на огнестрельное оружие. Почему это не защитило ее? Закон в значительной степени эффективен, но Ханна считает, что Калифорния не реализовала законы о безопасности жертв и не обеспечила фактический отказ злоумышленников от огнестрельного оружия.

«Согласно запретительным судебным приказам о домашнем насилии, если человек не сдал свое огнестрельное оружие, последующие меры почти не принимаются, – сказала Криста Колон, директор по политике Калифорнийского партнерства по искоренению домашнего насилия. – Отслеживание, чтобы убедиться, что это оружие было сдано, не всегда происходило. Это продолжение может быть действительно ключевым».

Убийство Джоги – это не только ужасающая трагедия, но и системный провал, считает Ханна. Должностные лица округа и штата знали, как предотвратить ее смерть – несколько профилактических мер уже были приняты – но, проигнорировав рекомендации Департамента юстиции и не обеспечив соблюдение мер защиты от домашнего насилия, подвели Джогу, ее семью и сообщество.

Телефон горячей линии по вопросам домашнего насилия: (800) 799-7233.

Diasporanews публикует эту статью для ознакомления с мнением автора и эксперта, мнение которых может не разделять. 

СПОНСОР