Впервые за много десятилетий в Соединённых Штатах начал меняться образ среднестатистического нелегального иммигранта, перешедшего южную границу. Если раньше нелегалами считались преимущественно христиане-мексиканцы, работающие в Америке за наличные и отправляющие деньги на родину, то уже совсем скоро «типичными нелегалами» станут мусульмане с Ближнего Востока, родившиеся в Сирии, Палестине, Кувейте, ОАЭ, Йемене или Египте.
Согласно последним данным исследовательского центра Pew, мексиканцы потеряли интерес к Америке из-за нестабильной экономической ситуации, а также невозможности легализоваться в США (после перехода границы грин-карту невозможно получить даже через фиктивный брак).
За последнее десятилетие количество мексиканских нелегалов, вернувшихся в родную страну, превысило численность пробравшихся в Штаты.
В настоящее время в США проживает всего 5.6 млн. нелегалов из Мексики. Это лишь 50% от общего количества жителей без документов. В многочисленных интервью вернувшиеся назад мексиканцы утверждают, что в Америке они исключительно зарабатывали деньги и теперь собираются открыть прибыльный бизнес на родине.
Численность нелегалов-мусульман из стран Ближнего Востока, наоборот, выросла за последнее десятилетие почти в три раза.
Департамент внутренней безопасности (DHS) всё чаще сообщает о задержании потенциальных террористов из самых недружелюбных к Соединённым Штатам государств мира. На прошлой неделе, например, сотрудники Управления по осуществлению таможенных и иммиграционных законов (ICE) задержали на техасской границе восьмерых сирийцев, которых в настоящее время допрашивают на возможную причастность к террористической деятельности.
Первые реальные подозрения о том, что террористы «Исламского государства» (ISIS) проникнут в Штаты именно через южную границу появились ровно год назад, когда группировка только начала захватывать гигантские территории Ирака и Сирии (в настоящее время исламисты контролируют города с 10 млн. жителей).
Тогда эксперты DOH установили, что ISIS вступил в контакт с мексиканскими наркокартелями и арендовал большой участок земли в восьми милях от техасского Эль-Пасо для строительства лагеря по подготовке боевиков-смертников.
Госдепартамент вступил в контакт с мексиканскими спецслужбами и подозреваемых задержали. Однако подробности этой спецоперации власти Мексики и США предпочли засекретить.
В настоящее время вероятность проникновения ISIS на территорию Америки зависит не от уровня защищённости границ и количества пограничников («айсовцы», борцы с незаконным оборотом наркотиков, патрульные-волонтёры, солдаты регулярной армии и т. п.), а от отношения мексиканских картелей к исламистам.
С одной стороны, глава картеля Sinaloa Хоакин Гузман и покойный лидер Los Zetas Хэриберто Ласкано неоднократно заявляли, что не будут связываться с религиозными фанатиками.
Картели заинтересованы в максимально ослабленной границе, чтобы героин, кокаин и метамфетамин потоком шли во все 50 штатов Америки. Если террористы проберутся в США и устроят что-то страшное, то граница будет закрыта. Как следствие, многомиллиардная прибыль картелей резко сократится.
С другой стороны, картели готовы закрыть глаза на свои принципы, если им предложат большую сумму денег. ISIS после разграбления банков и денежных хранилищ в Ираке обладает суммой в размере от $700 млн. до $1.2 млрд.
Более того, казна террористов стабильно пополняется за счёт незаконной торговли нефтью.
Если исламисты смогут подкупить картели, то вероятность их проникновения в Америку возрастёт на 100%. По данным Управления по борьбе с наркотиками (DEA), картели имеют не менее десяти действующих подземных туннелей для безопасного прохода на территории Техаса, Аризоны и Калифорнии.
Спецслужбы, к сожалению, ещё не могут контролировать то, что происходит глубоко под землёй.
Защитить южную границу без официальных или неофициальных переговоров с властями Мексики, а также мексиканскими преступными организациями американское правительство не сможет. Это факт.
Как показывают события последних десятилетий, южная граница остаётся «проходным двором» (чего только стоит унизительное для национальной безопасности нашествие детей-беженцев из Гватемалы, Сальвадора и Гондураса).
Построенный в 2008 году забор протяжённостью 670 миль обошёлся налогоплательщикам в $2.4 млрд., однако на деле оказался смешным препятствием, которое можно преодолеть с помощью верёвки или лестницы.
Многие нелегалы признавались, что перелезать через забор им было гораздо легче, чем прятаться в кустах от пограничников и их служебных собак.
В настоящее время США не могут обеспечить безопасность ни на одном участке границы протяжённостью 1.989 миль. Эта халатность может обойтись Америке слишком дорого, если образ типичного нелегала изменится и вместо мексиканских фермеров в страну начнут проникать религиозные фанатики-террористы.
Евгений Новицкий