15 июня 2020 г., Министерство Юстиции США опубликовало на своем сайте Документ в 160 страниц, содержащий радикальные ужесточения в процедуру получения политического убежища.
Иммиграционный специалист Евгений Степанов, автор многих книг о процедуре убежища и ведущий ютюб канала об убежище: www.youtube.com/c/AsylumUSA – отвечает на вопросы о новых правилах. Более подробную информацию можно увидеть указанном ютюб канале.
- Новые поправки затронут всех заявителей на политическое убежище в США без исключений, независимо от даты подачи заявления и периода ожидания вызова на интервью.
Это касается всех заявителей: приехавших по визе или безвизовому режиму, сдавшихся на Мексиканской границе, и нелегально проникших в США. Ожидается, что новые правила вступят в силу через 60 дней с момента публикации, т.е. после 16 августа 2020. Документ также опубликован в Федеральном Регистре для того, чтобы на протяжении обозначенного периода общественность могла внести свои предложения и возражения. Однако внесение смягчений в документ маловероятно исходя из тренда на закручивание гаек. Мотив поправок – сократить приток необоснованных беженцев и разгрузить систему от злоупотребления, посредством ускоренной процедуры выдворения. Разумеется, юристы будут пробовать опротестовать беспрецедентно жестокие поправки в верховном суде, но это может занят годы, как в случае с программой DACA – Dream Act.
- Новые правила объясняют значение термина “Firmly Resettled” – (прочно осел или переселился).
Это означает, что если у заявителя на убежище была возможность переехать в другую страну для проживания в ней на законных основаниях; например, по факту рождения в ней, или по факту рождения или гражданства супруга или супруги, то такой заявитель считается прочно переселившимся, даже если он не знал о такой возможности. Соответственно, такой заявитель не будет иметь право на убежище.
- Новые правила исключают из преследований понятие “Gender” – (преследования на основе пола).
Это означает, что женщины, которые, например, попали в сексуальное рабство, не смогут теперь обращаться за убежищем. Это также относится и к трансгендерам.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что представители LGBT также не смогут обращаться за убежищем.
Пока это не очень ясный момент, потому что сексуальная ориентация – это не совсем половая принадлежность.
- Новые правила повышают стандарт тестирования обоснованности страха.
Вдобавок к “Credible Fear” – (страх заслуживающий доверия), вводится такое понятие как “Reasonable Fear” (разумный страх). Разница между “Credible and Reasonable Fear” состоит в степени вероятности. Достоверный страх – это (more likely than not test). Но, разумный страх –означает серьезные основания полагать, что заявитель практически неизбежно подвергается жестокой боли и страданиям, физическим или психологическим, если вернется в свою страну. Соответственно, преследования теперь означают причинение жестокой боли и страданий.
- Более высокий стандарт тестирования страха значительно увеличит продолжительность интервью с офицером на политическое убежище в США.
Более того, период ожидания вызовы на интервью также увеличится, потому что: (1) интервью теперь будет длится дольше, (2) из-за новой формулы интервью в формате видео конференции, офисы по убежищу не смогут приглашать в один день сразу много заявителей, (3) правила социальной дистанции ограничивают количество заявителей на убежище в офисе, и (4) если офицер будет тратить больше времени на одного заявителя, то он не сможет принимать двух заявителей в день, как это было раньше.
- Новые правила расширяют значение термина “Frivolous Application” – (необоснованное заявление).
Раньше, термин “Frivolous Application” просто означал, что заявление содержит ложь.
Это всегда причина для отказа.
Новые поправки расширяют понимание термина, и включают в него: (1) заявления пустышки, поданные только с целью получить право на работу, (2) заявления, которые содержат очень серьезные “Material Inconsistency” – (существенные противоречия), и (3) неспособность заявителя не убежище дать детальный подробный ответ по каким-либо инцидентам преследования.
- Офицеры по убежищу наделяются новыми полномочиями, которые раньше были только у иммиграционного судьи,
а именно – признавать заявления на убежище “Frivolous” – (необоснованными). Иммиграционные судьи получают право в течение 10 дней отклонять заявления на убежище без права на апелляцию, без слушания, и без появления заявителя в суде. Более того, судьи могут даже отклонять обоснованные заявления на убежище, если присутствует хотя бы один негативный фактор, (эти факторы перечислены ниже).
Эти полномочия иммиграционного судьи называются “Sua Sponte” – (по личному усмотрению). Судья может применять эту власть в трех случаях: (1) если после интервью на убежище офицер вынес определение “Negative Fear Determination” – т.е. что страх заявителя недостаточно разумен и обоснован; (2) если “Application is Legally Weak” – т.е. преследования, которые пережил заявитель не подпадают под те преследования, которые дают законное право на обращение за убежищем; и (3) если “Application for Asylum is Frivolous” – т.е. заявление на убежище явно необоснованное.
- Иммиграционный судья, прочитав обоснование офицера по убежищу, и изучив материалы дела, выбирает одну из двух опций:
(1) отвергнуть доводы офицера как ошибочные и дать делу ход назначив слушание в суде; или (2) согласится с доводами офицера и направить заявителю письменное уведомление о намерении отклонить его заявление, с указаниями причин его отклонения. В этом случае, заявителю дается 10 дней на письменный ответ с возражениями или объяснениями почему его заявление на убежище не должно быть отклонено. Далее, если судья соглашается с разумностью аргументов в ответе заявителя, то он дает ход делу в рамках процедуры “Withholding of Removal” – (приостановка выдворения). Последнее возможно только в том случае, если офицер по убежищу после интервью вынес “Positive Fear Determination” – (страх заявителя заслуживает доверия), но в силу наличия негативных факторов, (перечисленных ниже), офицер не мог одобрить заявление.
Соответственно, если офицер после интервью вынес “Negative Fear Determination” – т.е., – определил, что страх заявителя не разумен и не обоснован, и написал это в своем заключении к делу, то судья будет иметь право отклонять такие заявления безапелляционно, т.е. без права на апелляцию.
Это сильно бьет по возможностям иммиграционных адвокатов, потому что в случаях с “Negative Fear Determination” у них не остается пространства для маневра. Для таких заявлений – это по сути «конец истории». Конкретно об этом написано на страницах № 49 и 133 указанного документа с поправками.
- Апелляцию на решение иммиграционного судьи об отклонении обоснованного заявления на убежище с достоверным страхом и правом на убежище можно будет подать в Board of Immigration Appeals,
но, сделать это будет труднее, и обычно этим занимаются высоко-компетентные иммиграционные адвокаты, которые будут стоить очень дорого, потому что Board of Immigration Appeals в иммиграционном праве, это что-то вроде верховного или конституционного суда. Т.е. это практически высшая инстанция, до которой можно дойти. Но, даже если заявитель дойдет до самого верха, то вовсе не факт, что Board of Immigration Appeals вынесет позитивное решение, учитывая, что они хотят разгрузить систему, которая очевидно в глубоком кризисе: 350,000 заявлений на убежище ожидают интервью в офисе по убежищу, и более 1,100,000 заявлений ожидают рассмотрения в суде.
- Новые правила значительно повышают риск ошибочного человеческого фактора,
и по сути превращают все в своего рода лотерею, по трем причинам: (1) на интервью заявитель может разволноваться и под влиянием стресса и сильного эмоционального волнения неадекватно отвечать на вопросы офицера, тогда как судья не даст ему второй шанс; (2) офицер будет совмещать здесь некоторые функции и судьи, и прокурора, и адвоката, все в одном лице, и многое будет завесить от его настроения и личного профессионального суждения «Personal Discretion»; и (3) интервью на убежище по видео связи в соответствии с новыми правилами значительно ухудшает уровень взаимопонимания между офицером и заявителем. Видео конференция, это почти как онлайн знакомства. Они не передают эмоций и не позволяют более глубоко прочувствовать человека, что на интервью критически важно.
- Новые правила расширяют такое понятие как: «Significant Adverse Factors» – (серьезные негативные факторы).
Они очень сильно влияют на исход дела самым негативным образом. На страницах со 107 по 110 нового документа, перечисляются эти факторы. Вот некоторые из них: (1) незаконное проникновение на территорию США; (2) если заявитель на пути в США пересек транзитом две или больше стран и ни в одной из них не просил убежища; (3) если перед приездом в США заявитель провел больше 14 дней в какой-либо третьей стране; (4) если заявитель не подавал налоговую декларацию в США; (5) если заявитель работал в США но не декларировал доход; (6) если у заявителя есть возможность внутреннего переселения в другой (безопасный) регион в своей стране; (7) если заявитель может проживать на законных основаниях на территории другой страны; (8) заявитель не пришел на интервью без уважительных причин; (9) нелегальное присутствие больше года на территории США; а также некоторые другие факторы.
Документ с новыми ужесточениями в процедуру убежища доступен для скачивания в PDF формате на сайте Министерства Юстиции. Он состоит из 161 страницы, и был опубликован 10 июня. Он вступит в силу после 15 августа 2020 года, с учетом, или без учета, общественных поправок, поданных в открытый с 15 июня период обсуждения.
Если тема политического убежища актуальна для вас, подписывайтесь и смотрите ютюб канал Евгения Степанова: www.youtube.com/c/AsylunUSA