Департамент внутренней безопасности (DHS) опубликовал подробный отчёт об иностранцах, обладающих постоянным видом на жительство в Соединённых Штатах. Грин-карта, напомним, позволяет подавать документы на американское гражданство через 3 – 5 лет, поэтому новые данные DHS можно рассматривать как долгосрочный демографический прогноз. 8 из 10 обладателей грин-карт после натурализации перевозят в США своих родственников через программы воссоединения родственников.
Сразу стоит сказать, что за три с половиной года правления Трампа тенденции в сфере легальной иммиграции не изменились. Он не сократил (как обещал) численность или этнический состав иммиграции. Именно поэтому ярые противники иммиграции массово отказываются поддерживать Трампа. Наряду с резко сократившимися показателями депортированных иностранцев, нынешний глава государства может претендовать на звание самого либерального к иммигрантам президента в американской истории.
По данным на июнь 2020 года, в Соединённых Штатах проживают 9.2 млн. обладателей грин-карт.
В абсолютных лидерах уже более десятилетие находятся мексиканцы (2.5 млн.).
Подавляющее большинство из них получают вид на жительство именно через натурализованных родственников.
Для Мексики, например, характерна ситуация, когда один человек выиграл грин-карту ещё в начале 1990-х, а потом стал американцем и пригласил в США ближайших родственников. Последние тоже прошли через натурализацию и перевезли детей, родителей, мужей, жён, братьев и сестёр. Таким образом, один мексиканец, выигравший грин-карту 30 лет назад, дал возможность законно жить в США десяткам своих родственников.
На втором месте по численности – китайцы (500 тысяч).
Особенность этой комьюнити заключается в наличии огромных денег, которые тратятся на иммиграционные процессы. В самой Поднебесной действуют сотни престижных иммиграционных компаний, обещающих грин-карты с вероятностью 100%. Весь вопрос в том, как много готов заплатить человек. Китайцы активно тратят деньги на визы для одарённых иммигрантов, инвестиционные визы и т. п. Эта комьюнити находится в абсолютных лидерах по легализации в США малоизвестными и самыми сложными способами.
Филиппинцы занимают третье место (370 тысяч).
Массовая иммиграция из этой страны началась после окончания Испано-американской войны (1898) и продолжается до сих пор. Довольно мало филиппинцев сегодня проживают в центральной и восточной части США, однако в Калифорнии их комьюнити превышает 1.5 млн., а на Гавайях – 350 тысяч человек.
Огромная часть филиппинцев получают грин-карты через браки с бывшими земляками, которые получили американское гражданство. Именно по этой причине Управление по осуществлению таможенных и иммиграционных законов (ICE) тщательно проверяет потенциальных обладателей грин-карт на брачное мошенничество (marriage fraud).
Далее следуют кубинцы (350 тысяч).
Администрация Трампа, напомним, ввела ряд жёстких мер для сдерживания потока иммигрантов с острова Свободы. Однако эти меры, принятые в виде исполнительных указов, меморандумов и распоряжений, не имеют необходимой юридической силы. Как результат, ряды кубинской комьюнити расширяются уже более десяти лет.
На пятом месте – выходцы из Доминиканской республики (340 тысяч). Как и мексиканцы, доминиканцы приезжают в США преимущественно через программы по воссоединению семей. Многие бегут в США от безработицы и нищеты. Экономика страны находится на грани краха, и даже многочисленные беженцы из Венесуэлы рассматривают её как временный перевалочный пункт.
В пятнадцать стран, чьи граждане имеют наибольшее количество грин-карт, также входят Индия (350 тысяч), Канада (210 тысяч), Сальвадор (220 тысяч), Великобритания (220 тысяч), Вьетнам (220 тысяч), Южная Корея (200 тысяч), Гаити (160 тысяч), Ямайка (160 тысяч), Колумбия (140 тысяч) и Германия (140 тысяч).
Что касается жителей с грин-картами из бывших стран СССР, то все они вошли в графу “Другие” (Others), где находятся около 2.6 млн. иностранцев с видом на жительство в США.
Данные DHS и другие исследования позволяют сделать несколько необычных выводов о жизни “наших” в Америке.
Во-первых, ни одна страна из 15 бывших советских республик не может похвастаться количеством обладателей грин-карт общей численностью более 50 тысяч человек. Это относится даже к Узбекистану, России, Украине и Беларуси, жители которых давно мечтают поселиться в США навсегда.
Сегодня не существует ни одного способа легализации, где хотя бы 10% грин-карт доставались выходцам из одной страны бывшего СССР. “Наши” сталкиваются с жесточайшей конкуренцией, пытаясь легально переехать в США.
Во-вторых, среди “наших” очень много граждан США и незадокументированных иммигрантов (undocumented immigrants – UI). С одной стороны, выходцы с советского/постсоветского пространства сразу, когда приходит срок, подают документы на натурализацию. С другой стороны, многие UI не могут легализоваться десятилетиями. Именно по этой причине среди “наших” много сторонников всесторонней иммиграционной амнистии.
В-третьих, программы вроде Work & Travel, позволявшие сотням тысяч “наших” студентов приезжать в США и временно работать, закрыты или сильно ограничены. В 2000-е годы, напомним, львиная доля грин-карт пришлась именно на приехавших по визе J-1. Они получали вид на жительство через убежище, браки, рабочие визы и т. п.
В-четвёртых, въехать в США в качестве туристов жителям бывшего СССР невероятно сложно, а порой и невозможно. Права человека на большей части постсоветского пространства ущемляются массово, однако для получения грин-карты через убежище людям необходимо въехать в США по туристической визе B1/B2, которая выдаётся крайне редко. В этом плане те же китайцы уже давным-давно обошли россиян, украинцев и беларусов вместе взятых.
Напоследок стоит сказать, что около 8 млн. обладателей грин-карт юридически уже могут подавать документы на американское гражданство (люди прожили в США по крайней мере 3-5 лет). Они не делают этого из-за нехватки денег, нежелания терять первое гражданство (не все страны одобряют два гражданства), наличия в биографии компрометирующих факторов (аресты, судимости и т. п.) или по причине неопределённости. Некоторые всерьёз подумывают над тем, чтобы аннулировать грин-карту и вернуться в страну рождения.