Икона стиля и одна из самых знаменитых дизайнеров XX века в период нацистской оккупации фигурировала в качестве агента в картотеке парижской резидентуры абвера. Правда, по словам специалистов, она сама могла об этом не знать.
В немецких документах, хранящихся в архиве министерства обороны Франции в замке Венсен к востоку от Парижа и рассекреченных 16 марта этого года за давностью лет, содержится запись о том, что в 1942-1943 годах Шанель была «любовницей и агентом барона Ганса Гюнтера фон Динклаге».
Кроме того, в архиве обнаружено конфиденциальное письмо анонимного источника в Мадриде руководству французского Сопротивления, в котором тот предупреждает, что мадам Шанель — лицо, не заслуживающее доверия.
Вместе с тем среди документов не найдены ни подписка Шанель о сотрудничестве, ни ее рапорты.
Как пояснил в интервью агентству Ассошиэйтед Пресс руководитель архива Фредерик Кугинер, Шанель могла обсуждать с фон Динклаге настроения во французском обществе и понятия не иметь, что немцы включили ее в свою картотеку.
«Они зарегистрировали ее как потенциальный источник информации, способный выполнять какую-то миссию, работать на них. Но мы не знаем, была ли она осведомлена об этом», — пояснил историк.
Не подтвержденные документально слухи о сотрудничестве Коко Шанель с германской разведкой возникали и ранее. Американский журналист Хэл Воган в опубликованной в 2011 году книге «В постели с врагом» утверждал, будто бы «великая мадемуазель» имела в абвере агентурную кличку «Вестминстер», сама занималась вербовкой и в 1943 году ездила в Мадрид с секретным заданием по установлению контактов с британцами для последующих переговоров о мире — правда, безрезультатно.
Плащ и кинжал или стрела Амура?
Многие биографы Шанель считают эту историю не столько шпионской, сколько амурной.
Известно, что когда ее племянник, французский военнослужащий Андре Паласе, отличавшийся слабым здоровьем, в июне 1940 года оказался в германском плену, она прибегла к протекции своего знакомого фон Динклаге, с 1935 года работавшего в Париже под прикрытием должности пресс-атташе германского посольства.
Прославленному модельеру тогда уже исполнилось 57, а фон Динклаге был 44-летний красавец-блондин, плейбой, спортсмен и меломан, еще до войны потерявший счет любовным победам.
Когда впоследствии Коко Шанель попрекали открытой связью с оккупантом, она отвечала: «Когда тебе столько лет, и молодой человек за тобой ухаживает, разве станешь требовать у него анкету?».
Насколько ценной для абвера была информация, поступавшая от Шанель, вопрос открытый. Фон Динклаге вполне мог преувеличивать ее значимость, чтобы похвастаться перед начальством вербовкой знаменитости и не угодить, чего доброго, на Восточный фронт.
Компрометирующие контакты не прошли для Коко Шанель даром. После освобождения Франции она была арестована и освобождена по просьбе Уинстона Черчилля с условием покинуть страну. До 1954 года ей пришлось жить в Швейцарии.
Можно сказать, что Шанель легко отделалась. Во Франции спонтанно возник обычай за «горизонтальный коллаборационизм» стричь женщин и девушек наголо, на почве чего были случаи самоубийств. Всего, по имеющимся данным, публичному унижению подверглись около 20 тысяч женщин.
Сложная картина
В 1945-1946 годах за сотрудничество с нацистами 3920 французских граждан были приговорены к расстрелу и около 10 тысяч к тюремным срокам. Де Голль помиловал порядка тысячи человек, в том числе 89-летнего Филиппа Петэна: казнь ему заменили пожизненным заключением, в котором он прожил еще шесть лет. В 1953 году все осужденные были амнистированы.
После этого во Франции сложился национальный консенсус касательно того, что при немцах все, не считая ничтожной кучки негодяев, уже получивших по заслугам, если не участвовали в Сопротивлении, то каждый вечер слушали Би-би-си и считали дни до освобождения.
Между тем, как отмечает, в частности, российский историк Андрей Буровский, дело обстояло сложнее. Как конформистов, готовых приспособиться к любым порядкам, так и убежденных ультраправых в стране хватало.
Популярность Петэна была достаточно высока, причем поклонники парадоксальным образом ставили ему в заслугу как победу над немцами под Верденом в 1916 году, так и последующее соглашательство.
Точное количество французов, служивших в различных воинских формированиях под эгидой вермахта и СС, неизвестно, однако к маю 1945 года только в советском плену оказались 23136 французских граждан (правда, сюда относятся и жители Эльзаса и Лотарингии, объявленные в 1940 году германскими подданными и призывавшиеся в армию на общих основаниях).
Еще выше число чиновников, полицейских и жандармов, проводивших политику оккупационных властей, предпринимателей и специалистов, работавших на германскую экономику.
Правда, в отличие от советских власовцев и полицаев, они не переходили в военное время на сторону врага, и в подавляющем большинстве служили, строго говоря, не немцам, а режиму Виши, который, как бы к нему ни относиться, являлся легитимной властью. Французское государство не прекращало существования, а его правительство, заключив мир, сняло с граждан моральный долг продолжать борьбу.
Так что поведение Коко Шанель не являлось чем-то исключительным. Скорее, внимание публики привлекает знаменитое имя.
Культовый персонаж
Габриэль Бонёр Шанель родилась 19 августа 1883 года в Сомюре, и прожила 88 лет.
В 12 лет осталась сиротой, некоторое время воспитывалась в благотворительном католическом приюте. С 18 лет работала продавщицей в магазине одежды, по вечерам пела в кабаре, где получила прозвище «Коко». Официально никогда не была замужем.
В 1910 году, по некоторым данным, на деньги богатого друга, открыла в Париже шляпную лавку, спустя год переместившуюся по адресу рю Камбон, 31, где флагманский магазин фирмы работает поныне.
По мнению русской великой княгини Марии Павловны, Шанель стала модельером, в общем, случайно, но добилась бы успеха на любом поприще.
«Осенью 1921 года я познакомилась с мадемуазель Шанель, преуспевающий модисткой, чья деловая хватка многое обещала. Деловые женщины были в Европе наперечет, их не принимали всерьез, но блестящие способности Шанель уже привлекли к ней всеобщее внимание. Она не обучалась искусству модельера, просто у нее была толковая голова. Родившись в провинции, происхождения самого скромного, она кем только не перебывала. Наконец, открыла в Париже маленькую мастерскую дамских шляп на средства умного друга, который хорошо направил ее», — писала двоюродная сестра Николая II.
Коко Шанель исповедовала принцип «роскошной простоты» (le luxe de la simplicité). Самые знаменитые ее изобретения — популярные до сих пор духи «Шанель № 5», дамские сумки на длинном ремне, которые можно носить на плече, высвободив руки, приталенные пиджаки, украшения из искусственного жемчуга и, прежде всего, «маленькое черное платье», пригодное, в зависимости от аксессуаров, и для работы в офисе, и для вечерних развлечений.
Некоторые биографы утверждают, что Коко Шанель в 1926 году ввела в моду черный цвет, чтобы отдавать дань памяти своему возлюбленному, британскому бизнесмену Артуру Кэйпелу, погибшему в автокатастрофе: тогдашнее общество не приветствовало ношения траура по человеку, брак с которым не был зарегистрирован.
Вернувшись в Париж в 1954 году, 71-летняя Коко Шанель проявила невероятную для ее возраста энергию и креативность, полностью восстановив довоенную славу и практически ежегодно удивляя мир новыми коллекциями.
В момент убийства Джона Кеннеди в Далласе в 1963 году сидевшая рядом с ним в автомобиле жена Жаклин была в розовом костюме от Шанель.
По мнению многочисленных поклонников, она была одной из самых влиятельных персон прошлого века, оказав колоссальное влияние не только на моду, но и на весь стиль жизни и общественные нравы в качестве эталона свободной успешной женщины.
ВВС