Несомненно, его музыка на слуху у каждого. Композитор Александр Зацепин отмечает на этой неделе 90-летие. Субботний выпуск программы “Мажор и минор” на Новом Русском радио будет посвящен этому талантливейшему человеку!
Таких музыкантов на самом деле единицы. Таких, у которых почти каждая мелодия — настоящий шедевр. С начала 1980-х годов Александр Зацепин живет во Франции, однако все его творчество неизменно связано с Россией, точнее сказать — с российским кино. Для Зацепина музыка, вроде как играющая в кино второстепенную роль, всегда выходила на первый план. С его мелодиями так и получалось: они становились неотъемлемой частью любой картины, в которой композитор работал.
Первая работа на “Мосфильме”, первая работа суже известным Леонидом Гайдаем— и сразу успех. Комедию “Операция “Ы” и другие приключения Шурика” посмотрели 69,6 миллиона человек, а значит, и услышали музыку Зацепина. В трех новеллах композитор использовал разные музыкальные стили — от народных балалаек до похрипывающего джазового саксофона. Музыка следовала происходящему на экране, а когда было нужно — подыгрывала и вступала в диалог.
За “Операцией “Ы” последовали идругие невероятно удачные иуспешные работы с Гайдаем: “Кавказская пленница” (1966) и “Бриллиантовая рука” (1968). Для каждой картины Зацепин написал по несколько хитов, “заглавных тем”, как сказали бы сегодня.
https://www.youtube.com/watch?v=c2E-I_KctKg
Так же, каки крылатые фразы изкомедий Гайдая, песни и мелодии Зацепина моментально “идут в народ” и начинают жить уже какой-то своей отдельной жизнью — ведь каждый может их напеть или насвистеть. “Песня про зайцев”, “Остров невезения” или “Песенка о медведях” на слуху у нескольких поколений зрителей, даже тех, кто сегодня впервые смотрит эти фильмы.
“Разговор сосчастьем” вкомедии “Иван Васильевич меняет профессию” (1973) исполнил Валерий Золотухин. Как это бывало и в других работах, тут Зацепин позволил себе небольшое музыкальное “хулиганство”, процитировав “удары судьбы” из Пятой симфонии Бетховена.
Зацепин может сделать любую комедийную мелодию созвучной времени имодной. В этом, возможно, икроется один из секретов его мастерства. Он создал уникальный музыкальный образ для комедий Гайдая, с особым звучанием оркестра и своими приемами.
В 1973 году наэкраны вышла картина “Земля Санникова”, песни вкоторой исполнил Олег Анофриев. “Есть только миг” открыла публике совершенно другого, некомедийного композитора Зацепина — лирика и мелодиста. Все достоинства этой песни позже обернулись критикой в адрес самого автора, уже после его отъезда из СССР.
Работая зачастую сдраматическими актерами, Зацепин умеет писать дляних характерные и выигрышные номера, настоящие музыкальные сценки, как, например вот эта — “Губит людей не пиво” из фильма “Не может быть!” в исполнении Вячеслава Невинного.
В 1978 году наэкраны вышел музыкальный фильм “Женщина, которая поет” с Аллой Пугачевой в главной роли. Зацепин написал для нее прекрасные лирические песни, которые давали ей в полной мере продемонстрировать и возможности голоса, и актерские способности. В ходе работы между композитором и певицей произошел конфликт, так как Пугачева захотела включить в картину композиции собственного сочинения. В итоге Зацепин отказался быть композитором фильма, но оставил в картине свои песни.
В это же время врепертуаре Пугачевой появилась иеще одна композиция Зацепина, которая принесла ей невероятную популярность, — юмористическая песня-сценка “Волшебник-недоучка”.
Еще одним посути мюзиклом стал фильм “31 июня” (1978), саундтрек ккоторому Зацепин и его коллеги записывали на домашней студии композитора. Оказалось, что для воплощения новаторских звуковых идей на “Мосфильме” просто не было соответствующего оборудования. Экспериментировали не только с обработками: к записи привлекли молодых рок-музыкантов и джазменов.