Калифорния известна тем, что стала крупнейшим рынком электромобилей в США, если не самым крупным производителем возобновляемой энергии.
При этом штат объявил войну ископаемому топливу. Но вот парадокс – он по-прежнему находится в зависимости от иностранной нефти. А это, как считает эксперт по вопросам энергетики Роберт Рапьер, создает риск для национальной безопасности.
Местные власти и законодатели предпринимают все усилия, чтобы снизить добычу нефти в Калифорнии. Однако ее потребление растет. Это может показаться нелогичным, тем не менее это факт, о котором заявило правительство Калифорнии. Если в 2012 г. продажи бензина в штате составляли 942 тыс. баррелей в сутки, то в 2018 г. они превысили отметку 1 млн баррелей в сутки, а продажи более грязного дизельного топлива выросли еще больше. Большая часть нефти, необходимая для производства бензина и дизельного топлива, поступает из-за рубежа.
Согласно данным Калифорнийской энергетической комиссии в прошлом году иностранная нефть составляла 57,5% сырья калифорнийских НПЗ, около 370 тыс. баррелей в сутки. Местная добыча нефти составляет 31,1%, или 199 658 баррелей в сутки, остальное поступает с Аляски.
Если говорить об импортируемой нефти, то по состоянию на 2017 г. импорт “черного золота” из Саудовской Аравии составил 28,51% от общего объема. На Эквадор пришлось 20,14% импорта калифорнийской нефти, на Колумбию – 14,16%. Еще меньше штат импортирует из Ирака, Кувейта, Канады, Мексики и Бразилии.
Это обусловлено тем, что экспорт нефти из Саудовской Аравии, Кувейта и Ирака проходит через Ормузский пролив, самую крупную геостратегическую нефтяную точку в мире. Сейчас он стал центром напряженных отношений между США и Ираном. Иран неоднократно угрожал закрыть пролив, если США продолжат оказывать на него давление. Однако большинство геополитических аналитиков сомневаются, что Тегеран попытается закрыть эту геостратегическую точку, рискуя открытой военной конфронтацией с США. Но подобную возможность исключать нельзя. И Калифорния более уязвима к такому развитию событий, чем другие штаты.
Вот где кроется ирония. Калифорния ─ штат с самыми высокими налогами на топливо. Законодатели штата сделали все возможное, чтобы снизить добычу нефти настолько, насколько это возможно, поскольку штат делает ставки на возобновляемые источники энергии. Муниципальные органы власти даже подали в суд на Big Oil, ряд крупнейших в мире нефтегазовых компаний, так как считают, что изменение климата является прямым следствием деятельности нефтяной промышленности. И все же, несмотря на растущий налог на топливо, штат поглощает все большие объемы нефти.
Недавно Калифорнийская энергетическая комиссия заявила, что попытается выяснить, почему за заправку на бензоколонках водители штата платят больше, чем водители в других штатах. Можно было предположить, что в качестве одной из причин будет упомянут налог на топливо, о чем, в общем-то, и напомнил один из законодателей-республиканцев. Тем не менее комиссия считает, что в этой ситуации виноваты нефтеперерабатывающие заводы высокого класса. Она считает, что они способны платить больше за свое топливо, чем мелкие операторы автозаправочных станций.
Президент Consumer Watchdog Джейми Корт также обвиняет нефтеперерабатывающие заводы.
“Мы – изолированный рынок. У нас есть 5 нефтеперерабатывающих заводов, которые контролируют 90% бензина в этом штате с точки зрения производства. В Южной Калифорнии они контролируют 80% розничных автозаправочных станций”, ─ отметил он недавно, комментируя движение цен.
Когда регулирующие органы Калифорнии обратят внимание на первоисточник нефти, это лишь вопрос времени. Это может и не произойти из-за отсутствия легкодоступных альтернатив и в основном из-за отсутствия транспортной инфраструктуры. Тем не менее даже регулирующие органы Калифорнии не могут утверждать, что зависимость штата от импортируемой нефти не нужна, будь то правительство, строящее планы на возобновляемые источники энергии, или обычный водитель, который платит бешеные деньги, чтобы наполнить свой бак.