США выходят из соглашения по ядерной программе Ирана и вновь введут связанные с ней санкции. Об этом во вторник объявил президент Соединенных Штатов Дональд Трамп.
Еще будучи кандидатом в президенты, Трамп высказывался об этом соглашении, мягко говоря, без энтузиазма, называя его «наихудшей сделкой», «катастрофой» и «сумасшествием».
«Сегодня я объявляю о том, что Соединенные Штаты выйдут из иранской ядерной сделки», — сказал он, добавив, что подпишет меморандум о том, что ранее замороженные санкции вновь начнут действовать.
Президент США Дональд Трамп полагает, что сохранение Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе будет чревато началом гонки ядерных вооружений на Ближнем Востоке.
«Если я позволю этой сделке остаться в силе, то вскоре на Ближнем Востоке начнется гонка ядерных вооружений», — сказал он.
Возможное создание атомной бомбы Ираном только поставит под угрозу существование режима в Тегеране. Об этом заявил во вторник президент США Дональд Трамп в ходе специального обращения в Белом доме.
«В теории, так называемое иранское соглашение должно было защищать Соединенные Штаты и наших союзников от безрассудства иранской ядерной бомбы — оружия, которое только поставит под угрозу выживание иранского режима», — отметил он.
Соглашение по ядерной программе: хорошо или плохо?
«Совместный всеобъемлющий план действий» — так официально именуется соглашение по ядерной программе Ирана, — был согласован и подписан в 2015 году Ираном, США, Францией, Великобританией, Россией, Китаем, Германией и Евросоюзом.
В обмен на постепенное смягчение и отмену экономических санкций Тегеран обязывался:
- свернуть работы по обогащению урана и сократить уже существующие запасы на 98%
- сократить на две трети число газовых центрифуг, используемых для обогащения урана
- в течение 15 лет не строить новые заводы по производству тяжелой воды
- в течение 15 лет обогащать уран только до 3,67%, и только на одном заводе с центрифугами первого поколения — в течение первых 10 лет
- регулярно допускать на ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ.
Соглашение получило поддержку ООН (резолюция 2231) и мирового сообщества в целом. Ярким исключением стал Израиль, посчитавший соглашение «ошибкой исторического масштаба» и объявивший, что не считает себя связанным его условиями.
Правда, уже тогда ряд экспертов предупреждал о том, что условия соглашения гораздо более выгодны Ирану, нежели западным странам, и не слишком ограничивают возможности Тегерана заполучить ядерное оружие.
Что не устраивает Трампа?
Дональд Трамп придерживается похожей точки зрения: соглашение ограничивает иранскую ядерную программу лишь временно и никак не ограничивает разработку баллистических ракет. Более того, в результате отмены части санкций Иран получил около 100 миллиардов долларов, которые, по мнению Трампа, будут употреблены на разработку оружия и поддержку терроризма.
Президент США требует исправить «гибельные изъяны» соглашения. Трамп требует от конгресса утвердить поправки в законодательство, регулирующее ослабление и отмену санкций. Поправки должны:
- Предусматривать возможность доступа инспекторов МАГАТЭ на все интересующие их объекты
- Бессрочно ограничить некоторые виды деятельности в рамках ядерной программы Ирана и дать возможность немедленно возобновить действие санкций в случае нарушения Ираном своих обязательств
- Недвусмысленно указать, что разработка ядерного оружия и средств доставки неразделимы, и что разработка и испытания баллистических ракет будут немедленно наказаны жестокими санкциями
- Сделать так, чтобы Иран «никогда не сумел даже близко подойти к обладанию ядерным оружием»
Последний пункт представляется весьма расплывчатым. Американские официальные лица расшифровывают его так: сделать так, чтобы, если Иран все же решит обзавестись собственной ядерной бомбой, это заняло бы у него не меньше года.
Как отреагировали участники соглашения?
Реакция Тегерана оказалась предсказуемо жесткой. Президент Ирана Хассан Роухани предупредил, что последствия возобновления санкционного режима будут очень серьезными. Иранские высокопоставленные чиновники обещают, что в случае выхода США из соглашения Иран тоже его покинет, а заодно выйдет и из Договора о нераспространении ядерного оружия.
Вернуть обогащение урана на прежний уровень тоже не составит труда — об этом, кстати, скептики предупреждали еще три года назад, когда переговоры с Ираном только начались.
Трамп немедленно пригрозил Ирану ответными мерами в своей обычной манере. Эммануэль Макрон, будучи в гостях у Трампа, предлагал ему добиться нового соглашения с Ираном, которое учитывало бы беспокоящие Америку моменты, но, судя по его высказываниям по окончании визита, многого не добился, пишет ВВС.