Тихоокеанское государство Вануату является одним из немногих мест, где нет коронавируса, но усилия по недопущению его распространения были затруднены из-за циклона пятой категории. Об этом пишет forumdaily.com.
Вануату — страна с населением чуть менее 300 000 человек, чьи 80 островов простираются через океан в 1800 км к востоку от Австралии — остается одной из немногих стран в мире, в которой нет подтвержденных случаев коронавируса. Есть несколько стран в Африке, которые до сих пор не имеют случаев заболевания, но основная часть этих стран, свободных от Covid, находится в Тихом океане.
Такие страны, как Палау, Соломоновы Острова, Тонга и Самоа, были защищены своей удаленностью, но их удаленность, низкие доходы и слабая инфраструктура здравоохранения сделали бы их невероятно уязвимыми, если бы вирус достиг их.
Но даже здесь, в этом отдаленном архипелаге, который чувствует себя как можно дальше от запретов Ухани и ужасных сцен в Италии и Нью-Йорке, тень коронавируса висит над всей страной.
Двое детей Ариитаймай Салмон находились в карантине в отеле по возвращению из Сиднея, где один учится в школе, а другой — в университете.
«Для моих детей возвращение домой было облегчением, даже если это означало находиться здесь на карантине в течение двух недель. Они отлично справились, — сказала мать. — Они были просто счастливы быть дома в Вануату».
Салмон является управляющим и клиентским менеджером Au Bon Marche, крупнейшей сети супермаркетов в стране. Последние несколько недель она сообщает гражданам Вануату о том, что продуктов питания достаточно, чтобы накормить население, даже когда границы закрыты.
Au Bon Marche — одна из немногих компаний, которая переживет последствия реакции на коронавирус.
Тех, кто работает в сфере гостеприимства и туризма, на долю которой приходится более 40% ВВП Вануату, волнует вопрос, как они будут восстанавливаться без постоянных туристов.
Круизные лайнеры полностью остановились, и национальный авиаперевозчик Air Vanuatu приостановил все рейсы в страну и из страны на неопределенный срок. Многие рестораны и отели добровольно закрылись, в то время как другие пытаются действовать в рамках правительственных ограничений, закрываясь в 19:30 до наступления комендантского часа, который запрещает кому-либо находиться вне своих домов с 21:00 до 4:00.
Вдоль главной улицы Порт-Вила были открыты станции для мытья рук возле магазинов, банков и ресторанов, большинство из которых состоит из больших пластиковых контейнеров и переносного крана. В соответствии с правилами чрезвычайного положения, все предприятия должны за свой счет установить средства для мытья рук, чтобы содействовать соблюдению гигиенических норм.
Это включает в себя кава-бары, также известные как накамалы, которые сталкиваются с радикальными изменениями в своей практике из-за гигиенических соображений. В барах с кавой, где подают традиционный психоактивный напиток, люди делят одну и ту же чашу с кавой, погруженную в мутную коричневую жидкость, и пьют всю ночь.
После Covid-19 все кава-бары теперь только предлагают еду на вынос. В Накамал, в поместье Бладиньер на окраине Порт-Вила, Келси Ява надевает одноразовые перчатки, чтобы наполнить пластиковые бутылки любимым напитком для продажи клиентам.
«Обычно мы открыты до полуночи. Но теперь мы открываемся в 16:30 и должны закрываться в 19:30, и мы можем работать только на вынос, — говорит Ява. — Некоторые из моих клиентов хотели, чтобы они имели возможность пить каву здесь в баре, но я должен объяснить, что это невозможно. Полиция проверяет, чтобы мы следовали правилам, и наши клиенты уважают это».
Другие предприятия были вынуждены вообще закрыться. Кристоф Тахумпир, местный бизнесмен, который экспортирует сандаловое дерево в Китай, вынужден был закрыться. Хотя он и обеспокоен ростом безработицы, согласен с тем, что границы должны быть закрыты.
«Если вирус придет сюда, я думаю, что он затронет кого-то в моей семье. Это было бы очень грустно», — говорит Тахумпир.
Калфау Моли, бывший член парламента, сумел совершить последний рейс со своего родного острова Мало в Порт-Вила до того, как все передвижения между островами были приостановлены.
«Как отец и гражданин этой страны, я очень волнуюсь. У нас нет средств для борьбы с вирусом, — говорит Моли. — У нас даже нет воды, чтобы мыть руки. Скажите, где мы можем взять воду на востоке Мало? Или в Белых Песках на Танне?»
Рассел Тамата, ведущий представитель правительственной консультативной группы в борьбе Covid-19, защищает жесткие меры, предпринятые правительством.
«Мы знаем, как распространяется вирус, и когда мы смотрим на нашу культуру и на то, как мы живем, — это все только в пользу вируса. Если вирус сюда дойдет, это будет катастрофа. На данный момент мы должны быть строгими с нашими границами — мы опасаемся, что если вирус попадет в Вануату, он будет распространяться очень быстро, и у нас просто не будет ресурсов и возможностей для управления им. Малейшая ошибка очень сильно на нас повлияет», — говорит Тамата.
Правительство Китая обязалось до конца апреля поставить оборудование и материалы для Вануату, чтобы построить отделение интенсивной терапии (ICU) в Порт-Виле, в том числе поставить необходимые аппараты вентиляции легких.
В настоящее время главная больница страны, Центральная больница Вила, превращает туберкулезное отделение в изолятор, но во всей больнице все еще имеется только 20 коек.
«Если у пациента возникают осложнения, у нас есть только два аппарата ИВЛ во всей стране», — говорит Тамата.
«У нас около 60 врачей, но большинство из них недавно получили высшее образование, к нам недавно направили третью партию медсестер с Соломоновых островов для работы в шести провинциях из-за нехватки людских ресурсов», — рассказывает Тамата.
Из-за нехватки местных медсестер Вануату нанимает их с Соломоновых островов с середины 2019 года.
Тамата говорит, что одной из самых больших проблем является управление дезинформацией. Когда 26 марта в Вануату была объявлена двухнедельная чрезвычайная ситуация, одно из распоряжений включало в себя запрет всем средствам массовой информации публиковать статьи о Covid-19, если они не получили разрешения от Национального управления по борьбе со стихийными бедствиями (NDMO).
«Есть много научных слов, которые невозможно перевести на бисламу, и их легко можно неправильно истолковать», — говорит Тамата.
Уязвимость Вануату усилилась на этой неделе, поскольку на страну обрушился тропический циклон Гарольд. В понедельник, 6 апреля, утром шторм категории 5 затронул северные острова Вануату.
Общий масштаб разрушений пока не ясен, но на снимках с островов Эспириту-Санту и Мало показаны деревни, разрушенные штормом до руин.
Жесткие меры, принятые для реагирования на Covid-19, были внезапно отменены катастрофой. Правила, которые запрещали собирать более пяти человек одновременно, должны были быть смягчены, так как люди собирались большими группами, чтобы укрыться в центрах массовой эвакуации.
Вануату привыкли к стихийным бедствиям — она считается самой уязвимой страной в мире к стихийным бедствиям — и только на прошлой неделе NDMO боролся с наводнениями и падением вулканического пепла. Но есть опасения, что двойные чрезвычайные ситуации, связанные с Гарольдом и коронавирусом, могут оказаться слишком серьезными для уязвимого островного государства.
Другие лидеры Тихоокеанского региона, в том числе премьер-министр Фиджи, где в настоящее время зарегистрировано 16 случаев коронавируса и где в ближайшие дни ожидается шторм Гарольд, предупредили, что Тихому океану потребуется международная помощь для восстановления.
«Гарольд выбрал худшее время. Полеты запрещены, иностранные работники по оказанию помощи отозваны, а медицинские средства ограничены. Мир должен быть готов отреагировать на это бедствие», — написал он.
Тамата более оптимистично оценивает шансы Вануату противостоять вспышке коронавируса, несмотря на другие проблемы, с которыми сталкивается страна.
«Мы видим Covid-19 как угрозу, но это также благословение, — говорит Тамата. — Основные правила гигиены мы пытались пропагандировать людям годами, а теперь они сами понимают важность всего этого. Мы осознали пробелы в наших законах, особенно между актами об общественном здравоохранении и иммиграцией, и мы созрели, чтобы принимать жесткие решения. Хотя Covid-19 все еще будет представлять огромную угрозу для Вануату, мы готовы».