Впервые за много лет Палата представителей одобрила законопроект, который можно будет назвать иммиграционной реформой. Билль American Dream and Promise Act of 2019 получил 237 голосов “за” и 187 голосов “против”.
В рамках нового законопроекта, разработанного Люсилль Ройбал-Аллард (демократ от Калифорнии), путь к американскому гражданству смогут получить более 700 тысяч участников программы Deferred Action for Childhood Arrivals (с 2012 по 2017 годы DACA предоставляла право на работу и защиту от депортации совершеннолетним нелегалам, которых привезли в США детьми или подростками).
Если Сенат одобрит билль Ройбал-Аллард и президент Дональд Трамп поставит на документе свою подпись, то участники DACA смогут претендовать на постоянные 10-летние грин-карты, если:
– Проживут в США ещё по крайней мере 10 лет (с момента принятия законопроекта).
На протяжении всего этого времени иммигранты не смогут выезжать за границу, однако они по-прежнему будут защищены от депортации и смогут законно трудиться.
– Получат образование (минимум – средняя школа/хай-скул).
Большинство участников DACA, напомним, не имеют даже нескольких классов образования. Это беженцы из Мексики, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Перу, Бразилии, Южной Кореи, Эквадора, Колумбии и Аргентины.
Численность участников DACA с постсоветского пространства оценивается менее чем в тысячу человек.
– Продемонстрируют крепкий моральный дух (good moral character), который выражается в отсутствии судимостей/арестов, наличии федеральных и штатных налоговых деклараций, отсутствии долгов по налогам, а также постоянном трудоустройстве (full-time job).
– Не будут заподозрены в мошенничествах с социальными бенефитами.
Чтобы увеличить шансы на прохождение билля в республиканском Сенате, демократы решили лишить членов DACA каких-либо льгот. Поэтому эта категория иммигрантов не сможет рассчитывать на продовольственные талоны, бесплатную медицинскую страховку Медикейд и т. п.
Тем не менее, если у пары со статусом DACA родится ребёнок, то он станет американцем по рождению и сможет претендовать на федеральные и/или штатные льготы.
– Если член DACA получит высшее образование или отслужит минимум два года в вооружённых силах, уволившись с честью (discharged honorably), то он увеличит свои шансы получить грин-карту в рамках билля Ройбал-Аллард одним из первых.
Мнение членов Сената разделилось в отношении American Dream and Promise Act of 2019.
С одной стороны, демократы представили очень жёсткий законопроект. Если он будет утверждён, то члены DACA в лучшем случае станут полноценными американцами через 15-17 лет.
Кроме того, до конца года своё решение по участникам DACA может вынести Верховный суд. Не исключено, что этот судебный орган окажется чересчур гуманным и начнёт выдавать грин-карты двум миллионам иммигрантов уже в 2020-2022 годах.
Таким образом, Сенат и Трамп только выиграют, если опередят девятерых верховных судей и одобрят American Dream and Promise Act.
С другой стороны, билль Ройбал-Аллард сильно ударит по репутации Дональда Трампа перед президентскими выборами 2020 года. Как показывают опросы, белая трамповская глубинка категорически против легализации двух миллионов латинос (так получилось, что в DACA попали преимущественно испаноязычные).
Вместе с тем, существует мнение, что Трамп, наоборот, только выиграет от мини-реформы. Рональд Рейган, напомним, чей предвыборный девиз Make America Great Again “позаимствовал” действующий президент, легализовал три миллиона жителей без документов 6 ноября 1986 года. Демократом от этого Рейган не стал. Более того, его рейтинг только укрепился в рядах обеих партий.
Таким образом, подписав American Dream and Promise Act of 2019, Трамп может на реальном деле, а не на словах продемонстрировать свою способность идти на компромисс. Мини-реформа станет светлым пятном в его президентской биографии.
Кроме того, законопроект Ройбал-Аллард может стать частью “сделки” между Трампом и демократами.
Дело в том, что численность сторонников “высокой Китайской стены” на границе с Мексикой стремительно снижается. Тенденцией своевременно воспользовался кандидат в президенты от демократов Джо Байден. Каждый раз, появляясь на публике, обамовский вице-президент говорит о необходимости защищать южную границу, однако использовать для этого не миллионы тонн бетона и стали, а высокотехнологичную электронику: дроны, тепловые сканеры, детекторы движения, технологии распознавания лиц, передвигающихся по пустыне роботов, а также современный воздушный и наземный транспорт.
Позиция Байдена по укреплению границы с Мексикой становится американцам ближе и Трамп должен умело этим воспользоваться – подписать American Dream and Promise Act of 2019 и взамен уговорить демократов выделить миллиарды долларов на суперсовременное электронное оборудование.
Главным “другом” архитекторов иммиграционной реформы в Сенате является лидер республиканского большинства Митч МакКоннелл (штата Кентукки). Он прекрасно понимает, что помилованных в 2012 году участников DACA уже никто и никогда не депортирует из США. Рано или поздно, они всё равно получат грин-карты и американские паспорта. Следовательно, Трамп и партия “слонов” должны получить из этого максимально возможную выгоду. Правой рукой МакКоннелла в решении вопросов иммиграции можно назвать сенатора-демократа Чарльза Шумера (штат Нью-Йорк).
Если МакКонелл правильно настроит своих однопартийцев, то American Dream and Promise Act of 2019 может быть принят большинством голосов 51 – 49 или 52 – 48 (в настоящее время в Сенате заседают 53 республиканцев, 45 демократов и двое независимых сенаторов). Далее всё будет зависеть от политической воли Трампа.
Напоследок стоит сказать, что законопроект Ройбал-Аллард подразумевает активацию опции по легализации иностранцев со статусом Temporary Protected (TPS). Это более миллиона человек, находящихся в США временно в связи с неблагоприятной обстановкой в родных странах (гражданские войны, стихийные бедствия, государственные перевороты и т. п.).
Республиканцы в Сенате единогласно заявили, что голосовать за амнистию этой категории иммигрантов точно не станут. Это будет выглядеть несправедливо по отношению к легальным иммигрантам (в частности, беженцам), которые годами стоят в очередях за грин-картами и сертификатами о натурализации.