История человечества — история войн. Однако просто так никто ни на кого не нападал — для войны всегда нужен повод. И он часто бывает таким, что роднит войну с дворовым мордобоем или даже драчкой в песочнице из-за лопатки.
1325-1347 годы
Война между Болоньей и Моденой
В 300-летнем конфликте гвельфов (сторонников римских пап) и гибеллинов (сторонников германских императоров) Болонья была за первых, Модена — за вторых. В 1325 г. один наёмник решил сменить хозяев и перебежал из Болоньи в Модену, захватив с собой ведро. Власти Болоньи просили вернуть имущество. Модена рассмеялась послам в лицо. Вспыхнула война. В сражении при Запполино сошлись 32 тыс. болонцев и всего лишь 7 тыс. моденцев. Неожиданно победили последние, наголову разбив превосходящего противника. Пресловутое ведро до сих пор хранится в музее Модены.
1740-1748 годы
Война за австрийское наследство
Этот крупный европейский конфликт начался с того, что английский моряк Роберт Дженкинс явился 19 октября 1739 г. на заседание палаты общин с бутылкой. В ней было… ухо. Ухо принадлежало самому Дженкинсу, а отчуждено было испанским капитаном Хулио Фандиньо, который захватил корабль англичан как подозреваемый в контрабанде. Испанец якобы отрезал ухо со словами: «Отвези его своему королю Георгу да передай — то же самое я сделаю и с ним, если поймаю на контрабанде». Ампутация произошла в 1731 г., и все 8 лет Дженкинс таскал ухо с собой. Стороны явно жаждали войны, и ухо пришлось кстати.
1830 год
Оккупация Алжира Францией
«А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?» — так заканчивается повесть Николая Гоголя «Записки сумасшедшего». Если бы главный герой, Аксентий Поприщин, вёл свой дневник подробнее, мы могли бы узнать, что дей — это пожизненный правитель Алжира, входящего в состав Османской империи. Упомянутый дей был последним. Звали его Хусейн ибн Хусейн, и в 1827 г. он совершил опрометчивый поступок: выясняя отношения с французским консулом Девалем, Хусейн ударил собеседника по лицу. Не рукой — опахалом из страусовых перьев. И даже не ударил, а легонько смазал. Извиняться же посчитал ниже своего достоинства – за ним была мощь турецкой армии и флота. Но в те времена Европа обид не прощала. И через 3 года Алжир перестал быть частью Турции и стал колонией Франции.
1859-1872 годы
Война между США и Великобританией за Сан-Хуан
15 июня 1859 г. большая чёрная свинья забралась на соседский огород и стала пожирать чужую картошку. Хозяин огорода её застрелил. На том дело бы и кончилось. Но свинья принадлежала подданному Британской империи, а картошка — американцу. Оба сочли себя обиженными. Оба обратились за помощью к властям. Островок Сан-Хуан, где произошёл инцидент, заняли американцы — 461 чел. при 14 орудиях. Англичане прислали 5 кораблей — 167 орудий и 2140 человек. Дело шло к схватке. Но в США началась Гражданская война. Спор за остров отложили. Вернулись к нему только в 1871 г. и отдали вопрос на рассмотрение в международный арбитраж. Там постановили, что английская свинья была неправа, и отдали островок Америке.
1838-1839 годы
Война между Францией и Мексикой
Мексика, получившая независимость от Испании в 1821 г., утопала в «молодой» демократии. Подтасовки выборов, передел собственности, обстрелы парламента — всё как положено. Во время очередного переворота в 1828 г. голодные офицеры взяли из кондитерской француза-эмигранта Ремонтеля 14 круассанов и не расплатились. А в ответ на протесты разграбили лавочку подчистую. Ремонтель безрезультатно судился с властями 10 лет, а потом обратился к королю Франции Луи-Филиппу. Тот выставил счёт в 600 тыс. песо. Учитывая, что средний дневной заработок рабочего составлял 1 песо, требования были неподъёмными. Мексика платить отказалась. И тогда в дело вступил французский флот. Адмирал Шарль Боден блокировал все порты Мексики, высадил десант и занял город Веракрус. Мексику принудили заплатить. Булочки были отмщены.
1879 −1880 годы
Война между Чили и Боливией
Велика ли ценность — навоз? Стоит ли из-за него начинать войну? Ведь потомки смеяться будут: нашли из-за чего воевать — из-за г… в буквальном смысле слова. Кстати, в истории этот конфликт так и прописался: «Война за гуано». Но кое-какой смысл в гуано, то есть в окаменевшем птичьем помёте, всё же был. Из него получалось неплохое удобрение, а главное, прекрасная селитра — основной компонент производства пороха. Боливия владела гигантскими полями, заваленными гуано. А в Чили их не было. И чилийцы напали на союзников — Боливию и Перу. Война велась крайне жестоко — чилийцы превратили захваченные территории в пустыню, перебив почти всех мирных жителей. Боливия потеряла выход к морю. Чилийцы приобрели более 100 тыс. кв. км территории, покрытой вожделенными какашками.