Смешивание хорошего и плохого, Божьего и дьявольского опасно тем, что все преступные дела беззаконников и отступников приписываются Церкви, которая во всех этих безобразиях неповинна. Такова основная реакция редактора журнала «Вифания» Владимира Романовича на статью Виолетты Таскар «Иудаизм и христианство: точка кипения», опубликованную в предыдущем номере.
Признаться, мне не хотелось бы употреблять выражение Виолетты Таскар «точка кипения», так как в дискуссиях оппоненты не должны доходить до кипения. Оппонентов нельзя считать своими личными врагами за то, что они в чем-то не согласны с нами и опровергают то, что мы говорим или пишем, обосновывая несостоятельность наших утверждений. Поэтому дискуссия ведется не против людей, а против идей.
Так что писать «Владимир Романович вскипел и пригвоздил меня к позорному столбу» или «…на некоторых мое имя действует как красная тряпка на быка», значит переводить дискуссию в личностную плоскость, в которой господствует местоимение «я» в разных падежах. Кто так делает, никогда не поймет мнения своих оппонентов, так как у него возникает личная вражда или, в лучшем случае, недовольство за то, что с его мнением не соглашаются. Но ведь для этого и проводится дискуссия.
Далее, Виолетта Таскар пишет: «Перечитала еще раз свою статью…». А я бы посоветовал прочитать еще раз и статью оппонента, так как во многом из-за невнимательного чтения и происходят эти «точки кипения», особенно у женщин, у которых, как говорят ученые, чувства преобладают над всем остальным. Что касается меня, то я желаю Виолетте Таскар только добра и Божьих благословений, несмотря на то, что во многом с ней не согласен.
Очень жаль, что по поводу такой важной мысли, выраженной в моей прежней статье, как необходимость делать различие между Церковью Христа и отступниками, Виолетта Таскар отделалась простым обыденным выражением: «Я не разделяла христиан на хороших и плохих и даже не ставила такой цели». Так это же мир, то есть люди, не знающие Бога, так поступают! Они, несмотря на всё свое, так сказать, высочайшее образование, не делают, да и не могут делать никакого различия между Церковью Иисуса Христа и отступниками, потому что для этого нужно духовное возрождение и ум Христов (1Кор. 2:16).
В учебниках истории они так и пишут, что христиане сжигали людей на кострах, устраивали пытки, то есть проявляли себя как изуверы. По мнению неверующих, всё это делала Церковь, но это не так для Бога и для тех, кто верует в Него. На основании Священного Писания мы можем с уверенностью сказать, что люди, которые устраивали все эти беззакония, были вдохновляемы духом сатаны, а не Духом Иисуса Христа. А «если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его», пишет апостол Павел в Рим. 8:9.
Иными словами, они не могли входить в состав Церкви, хотя и считали себя таковыми, и можно с уверенностью сказать, что их участь в вечности, «уготованной диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41), то есть в аду, где они сейчас и находятся. А Церковь находится во славе Христа. Так что и здесь есть разделение и притом вечное, а Вы этого разделения не признаете.
Поэтому всякий верующий в Бога человек, который берется за обсуждение тех или иных аспектов истории христианства, не должен действовать, как люди мира сего, а должен употреблять те, так сказать, инструменты, которые дал ему Бог. Только тогда результаты его исследований будут истинными. А если мы, несмотря на уверения, что веруем в Бога и любим Иешуа, «даже не ставим такой цели», чтобы смотреть на исторические события с учетом всего, что им присуще, и смешиваем всё, хорошее и плохое, Божье и дьявольское, и эту смесь называем церковью, тогда, как я уже говорил, даже инквизиторов, которые сжигали христиан на кострах, тоже нужно называть христианами. Вот к какому абсурду приводит неразборчивость в этом вопросе.
Христос, когда был на земле, хотя и «пришел к Своим» (Иоан 1:11), не смешивал всех в одно. Он «знал, что в человеке» (Иоан. 2:25), поэтому одних Он сразу же называл лицемерами, а другим говорил: «Вера твоя спасла тебя» (Лук. 4:48). Нам не дано так быстро и легко, с первого взгляда, судить о людях, однако по делам их, особенно совершенным в прошлом, мы можем безошибочно определять, находились ли они в теле Христовом, то есть в Церкви Его, или нет.
Смешивание всех в одно вредно тем, что все преступные дела беззаконников и отступников приписываются Церкви, которая во всех этих безобразиях неповинна. Когда Иисус был на земле, дьявол всячески клеймил Его устами беззаконников, и перед распятием они подвели итог всей Его жизни и деятельности такими словами: «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе», – сказали они Пилату (Иоан 18:30).
А после того как Христос вознесся, дьявол переключил свою клеветническую деятельность против Церкви, и, если мы не хотим, не можем и даже не ставим такой цели, чтобы различать хорошее от плохого, Божье от дьявольского, то мы становимся его пособниками.
Еще раз повторю, что евреев преследовали те, кто преследовал и Церковь. Истинные же христиане никакого зла евреям не делали, да и сейчас не делают. Наоборот, евреи сами зачастую принимали сторону гонителей христиан, о чем немало было сказано в моей прежней статье. Тем не менее, христиане не питают к евреям никакого зла.
От древних времен в церквах регулярно совершается воспоминание страданий и смерти Иисуса Христа. Это особое богослужение, во время которого верующие преломляют хлеб как символ Его телесных страданий и употребляют глоток вина, о котором Христос сказал: «…сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28). И ни в одном из этих богослужений (а я с детства посещаю богослужения) ни в песнях, ни в проповедях, ни в стихах я ни разу не слышал, чтобы христиане говорили что-нибудь плохое о евреях или обвиняли их в «христоубийстве». А вы пишете, что «евреи уже устали от этих обвинений».
По христианским понятиям весь мир, в том числе и каждый из нас, виновен в смерти Христа, поэтому Христос умер за грехи всего человечества. Своей искупительной смертью Он дал возможность каждому человеку – евреям и язычникам – спастись от вечной погибели и вечно пребывать в общении с Богом. Если бы христиане обвиняли евреев в «христоубийстве» в прошлых веках, то эти обвинения хоть какой-то тенью давали бы о себе знать и в наше время. Но, как было сказано, ничего подобного в церквах не наблюдается.
Поэтому призываю Вас, уважаемая Виолетта Таскар, не распространять эти инсинуации на народ Божий, потому что этим вы не содействуете своим соотечественникам приходить ко Христу, а отталкиваете их, и будете отвечать перед Богом за их души.
Далее, в статье Виолетты Таскар есть такое высказывание: «Просто евреи хотели верить в Спасителя на основе учения Апостолов, а не нововведений Константина и его последователей». Слава Богу, если евреи и сегодня этого хотят! Мы тоже за это, и причем тут Константин? Константина давно уже нет, «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марк. 1:15) и будем вместе прославлять Бога. Константин не должен стоять нам помехой для входа в Царствие Божье.
В равной мере ни он, ни римский папа, ни крестоносцы не могут служить евреям оправданием для того, чтобы игнорировать призыв Христа. Каждый ответит за себя, вы же «спасайте каждый душу свою от пламенного гнева Господа» (Иер. 51:45). А спасение только во Христе. В Новом Завете как теоретически, так и на реальных примерах очень ясно показано, как человек может спастись, так что никто не сможет сказать, что он ничего не понял или не знал.
Следующее высказывание в статье Виолетты Таскар таково: «Многие христиане так и говорят: “Ваш Бог – это Бог Ветхозаветный, а наш Бог – Иисус“». Если так говорят и притом «многие», то можно было предоставить хотя бы один факт. Лично я такого не слышал ни с церковных кафедр, ни в личных разговорах с верующими. Христиане верят, что Бог как в Ветхом Завете, так и в Новом – один и нет иного.
Об этом сказано в Евр. 1:1: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил». Так говорит Новый Завет. Христиане верят не в многобожие, а в единого Бога – Отца, Сына и Духа Святого. Об этом учит вся Библия, как Ветхий Завет, так и Новый.
Можно было бы еще писать, отвечая и на другие несостоятельные обвинения в адрес Церкви, но, как и в прошлый раз, статья может получиться чрезмерной для газеты. Еще раз повторю, что, выражая свое несогласие со многими Вашими высказываниями, уважаемая Виолетта Таскар, я Вам не враг, свидетель тому Господь, и желаю Вам всего самого наилучшего, особенно в связи с празднованием Рождества Христова и Нового года. Да благословит Господь всех пишущих, читающих и издающих написанное!