Домашнее насилие и христианство

На сегодняшний день многие Славяне проживающие в США осведомлены о душераздирающей истории, происшедшей с молодой и красивой женщиной, которая покинула этот мир, став жертвой домашнего насилия. Тему домашнего насилия в христианских семьях поднимает на своем портале Renewed and Transformed, Tanya Feygin.

Многие Славяне, живущие в Америке, ознакомились с именем этой молодой женщины, посетив страницу GoFundMe, распространённую в социальной сети Фейсбук.

Я не была знакома с Любой.

Возможно я никогда бы с ней и не познакомилась, если бы её жизнь на этой земле не была так скоропостижно и трагически прервана.

Очень жаль, что обстоятельства, которые заставили нас узнать о Любе Савенок оказались именно таковы, и, что Люба стала жертвой домашнего насилия.

Читая новости о её трагической смерти,  причинённой руками её собственного мужа, и ознакомившись с её Фейсбук профилем, я пыталась найти ответы на вопрос: “Как это могло произойти”? Вместе с сочувствием и горем, которые я переживала в отношении к её оставшимся без матери детям и к её семье, я также переживала чувство гнева и возмущения.

С того дня, когда я узнала о смерти Любы, один вопрос не давал мне покоя: Сколько женщин ещё должно умереть, пока мы наконец-то поймём, что домашнее насилие является серьёзной угрозой для наших женщин и детей, и что мы (Христиане) должны глубоко проверить самих себя и пересмотреть наши традиции, понятия, предвзятости, и может быть наши не совсем правильные толкования мест Священного Писания?

Люба – одна женщина, которая долго страдала, живя с мужем, который всячески издевался над ней и который зверски убил её своими руками.

А сколько же Христианских женщин все ещё продолжают жить в условиях домашнего насилия? Сколько женщин продолжают терпеливо переносить различные издевательства, боясь кому-то сказать, что на самом деле с ними происходит? Сколько есть детей, которые переносят психологические травмы, видя, как отец издевается над матерью?

И если даже один человек продолжал бы находиться в таких условиях, это социально недопустимо.

Кроме того, что статистика говорит о домашнем насилии, я предполагаю, что много женщин скрывают то, что они являются жертвами домашнего насилия. (Нельзя не заметить, что мужчины тоже могут стать жертвами домашнего насилия, и даже в Христианской среде).

Недавно я стала членом одной из закрытых груп на Фейсбук. В этой группе насчитывается уже более 14,000 Славянских Христианских девушек и женщин.

Откровенно говоря, со всеми моими понятиями о реальности насилия, и зная о разных видах насилия в Христианских семьях, я просто была поражена, читая многочисленные истории о том, что переживают Христианские женщины в наше время.

Эти женщины анонимным путём пытаются найти хоть какую-то помощь. Они просто уже не могут больше смиряться со своим положением. Их сердца кричат от боли и они стремятся обрести хоть какую-то надежду на выход из их мучительной ситуации, но они не знают куда обратиться за эффективной помощью.

Большинство из них не находят её даже в своих церквях, а многие даже не решаются сказать о своём бедственном положении церковным душепопечителям. Почему? Потому, что многие из них не верят, что такая помощь может быть оказана.

По репортажам СМИ, Люба Савенок взывала о помощи многократно. Она несколько раз вызывала полицию после очередных побоев от своего мужа. О её положении знали её родственники. Она также обращалась за помощью к своей поместной церкви.

Но чрезвычайно печально то, что при всем её стремлении найти помощь и выход из этого страшного положения, она так и не смогла освободиться от страданий, причинённых собственным мужем при своей жизни, и нашла покой для своей души только после зверской смерти.

"You don't deserve what's happening to you. God doesn't approve of any man who beats, controls, or retaliates against his wife."
“You don’t deserve what’s happening to you. God doesn’t approve of any man who beats, controls, or retaliates against his wife.”

Какова причина того, что Люба продолжала жить со своим мужем, который всячески издевался над ней?

Сержант Дональд Стюарт, следователь со стажем 25 лет расследования домашних насилий, говорит, что одна из четырёх Христианских семей испытывает минимум один эпизод домашнего насилия в течение супружеской жизни. Дональд Стюарт также является автором книги “Убежище” (Refuge), которую он написал с целью помочь тем, кто испытывает домашнее насилие, и в этой борьбе указать выход из создавшегося положения.

Давайте поговорим о горькой правде.

Некоторые члены церквей, и даже церковные душепопечители, могут косвенно как-бы поощрять продолжение этих насилий. В основном они делают это не умышленно, а из-за недопонимания опасности обстоятельств и отсутствия знания как правильно реагировать на  очень серьёзные жалобы.

Женщинам, которые испытывают насилие, часто говорят, что они должны бояться своих мужей и повиноваться им во всем, как об этом говорит Библия. Более того, ей могут даже говорить, что это её крест, который она обязана терпеливо нести, тем самым приобретая мужа своим терпением. Некоторых женщин убеждают продолжать любить, терпеть и быть в повиновении, указывая на большую награду, которую они получат в небесном царстве.

Иногда люди даже обвиняют саму женщину, говоря ей, что она должна стараться быть хорошей женой. И если бы она только больше повиновалась своему мужу, больше его любила, больше заботилась о нем, была бы более смиренной, больше молчала, больше молилась за него, и т.д., то тогда бы всё могло быть иначе…

Например, одна женщина, по имени Ирина, приводит ответы её церковных душепопечителей на многочисленные жалобы о насилии к ней со стороны её мужа. “Служители меня спрашивали хорошо ли я убираю в доме, и чистый ли у меня холодильник. Это что? Таким путём они надеются поправить ситуацию в моем доме и остановить насилие? Разве это ключ к поправке семейных отношений? Никто из пасторов не предложил обстоятельных бесед и не дал эффективных советов. А когда я пошла в Американскую церковь, то меня сразу же осудили, видимо потому, что они не хотят терять членов церкви. Конечно я теперь испытываю чувство негодования. Я очень жалею о том, что я обратилась с моей проблемой в Славянскую церковь. Они не только мне не помогли, но сделали мою семейную ситуацию ещё хуже”.

Неужели это то, чему учит нас Слово Божие? Или мы неправильно понимаем, что говорит Библия о супружеских отношения?

Я выросла в церкви, где я слышала многочисленные проповеди о том, как жена должна повиноваться своему мужу.

Да, это повеление из Слова Божия, но многие искренние Христиане имеют не совсем правильное представление о практическом значении слов апостола Павла к Ефесянам 5:22 – “Жёны, повинуйтесь своим мужьям как Господу”.

И ещё одно место Священного Писания, которое зачастую цитируется обидчиками женщин – 1 Петра 3:1-6.

abuse1

Сатана всегда владел талантом превращать Слово Божье для своих целей, именно для того, чтобы “украсть, убить, и погубить” (Иоанна 10:10). Совсем не удивительно, что он это продолжает делать и в наше время. К большому сожалению, история полна примеров когда мужчины искажали Слово Бога, оправдывая свой грех и злые дела, в целях удержания власти и контроля над более слабыми.

Множество проповедей о повиновении, которые я слышала в одной из Славянских церквей США утрировали, что женщина это “немощнейший сосуд” и, что повеление повиноваться мужу произошло от первоначального греха Евы, который в свою очередь привёл всех нас в такое жалкое состояние. Дальнейшее объяснение было, что женский разум слабее чем у мужчин, что ей свойственно делать неправильные жизненные выводы и решения и, что именно поэтому она должна повиноваться своему мужу.

Совсем недавно один из пасторов моей церкви сказал то, о чем я долго думала, читая Библию. Зачастую, читая Бытие 3:6, мы слышим примерно следующее: “Вот если бы не Ева, грех не вошёл бы в человека”!

Этот стих вместе с 1 Тимофею 2:13-14 и 2 Коринфянам 11:3 часто цитируется в защиту низкого мнения о женском поле и неправильном понятии о том, что имел в виду апостол Павел в Ефесянам 5:22.

Да, Ева была обманута дияволом. Да, она первая вкусила запретный плод.

Но, где был Адам в то время, когда она разговаривала со змеем? Куда пропало его лидерство? Почему же он не предостерёг свою супругу от греха?

Римлянам 5 глава говорит о том, как грех пришёл в мир через Адама. Давайте перестанем обвинять Еву в том, что сделал Адам, пренебрегши Богом данную роль оберегать жену и быть духовным лидером.

Вот именно поэтому Христос должен был родиться от девы, обходя семя Адама несущее греховную природу! (Для тех, кто хочет глубже об этом ознакомиться, читайте далее ЗДЕСЬ)

Но, несмотря на это, мы продолжаем обвинять Еву за упадок всего человечества и продолжаем обвинять Христианских женщин за грех мужей (использование домашнего насилия в целях приобретения власти и контроля).

Когда же это прекратится? Кровь многих женщин может быть и на наших руках!

Как было сказано выше, слово “повинуйтесь” очень часто объясняется во свете слабости Евы, приписывая ей коварство и женскую хитрость, которые якобы она использовала для того, чтобы убедить Адама тоже вкусить запретный плод.

Тема повиновения жён мужьям довольно-таки обширная, и совершенно невозможно всю её раскрыть в одном выпуске этого блога. Более того, это не является целью этой статьи.

Я просто хочу выделить тот факт, что существует много случаев, где члены и душепопечители Славянских церквей, исходя из неправильного понимания Еф. 5:22, помогают обидчикам продолжать делать их злые дела, тем самым нанося глубокие психологические раны на души жертв домашнего насилия.

Давайте теперь рассмотрим следующий вопрос:

Какие советы мы можем дать женщинам, которые живут в цепях домашнего насилия?

Для начала хочу заметить, что женщина, которую обижает муж (физически, эмоционально, сексуально) может даже и не понимать, что над ней происходит насилие.

Брэнда Бренсон жила под насилием её мужа 20 лет прежде чем она поняла, что она являлась жертвой эмоционального и физического насилия. После освобождения от этих цепей, она организовала миссию помощи для жертв домашнего насилия “Focus Ministies“.

Брэнда, и вышеупомянутый Сержант Детектив Дональд Стюарт, дали интервью для kyria.com на тему: “Как жертвы домашнего насилия могут найти помощь и как Христиане должны реагировать на эти ситуации кризиса”. В этом интервью также обсуждались разные виды насилия (физический, эмоциональный) и признаки, по которым мы можем определить жертву домашнего насилия и как оказать ей нужную помощь. Пожалуйста, читайте это интервью здесь: “The Silent Epidemic”.

На сегодняшний день, тема домашнего насилия беспокоит и девушек, которые ещё не вступили в брак. Давайте поговорим о настораживающих признаках в поведении потенциального обидчика.

Насильники не становятся обидчиками за одну ночь. В большинстве случаев они сами являются жертвами насилия, выходцы из семей, где они были очевидцами насилия, находясь под опекой родителей.

Я совсем не знакома с семьёй Евгения Савенок. Может быть он был очевидцем или жертвой домашнего насилия в детстве. Вполне возможно и то, что он вырос в благополучной семье.

Но несмотря на то вырос ли Евгений в хорошей семье или нет, возможно и то, что признаки обидчика у него были ещё до брака. Люба или не видела этих признаков, или не придавала им большого значения.

Следующий перечень предупреждающих признаков (красных флажков) потенциального насильника взят с сайта New Hope For Women.

  • Ревность – в начальной стадии отношений, насильник оправдывает свою ревность. Он объясняет своё ревнивое поведение тем, что таким образом он проявляет заботу и любовь к своей девушке. Например, он постоянно спрашивает жертву с кем она общается, обвиняет её в флирте с другими, или испытывает чрезмерную ревность к лицам, с кем его жертва проводит время. Обидчик может часто звонить девушке по телефону, неожиданно её навещать, запрещать ей ходить на работу, проверять спидометр машины, и просить своих друзей наблюдать за жертвой.
  • Контролирующие поведение – в начальной стадии отношений, насильник может объяснять это тем, что он просто переживает за девушку (например за её безопасность, или её способность принимать важные решения). Через время его поведение может значительно ухудшаться, например, полный контроль финансов и запрет жертве выходить куда-либо без его разрешения.
  • Уговаривание на скорую свадьбу – насильник требует вступить в брак как можно скорее и, если девушка просит подождать, то он обвиняет её в нелюбви к нему.
  • Нереальные требования – насильник считает, что его жертва должна исполнять все его желания.
  • Изоляция – он может всячески пытаться изолировать жертву от её друзей и семьи. Через время он блокирует и отбирает от жертвы всё, что её соединяет с окружающей средой – телефон, паспорт, ключи от машины, и т.д.
  • Обвинение других в своих проблемах – никогда не видя своих минусов, насильник всегда обвиняет других в любом несостоявшемся деле. Потом он начинает обвинять во всем свою жертву.
  • Обвинение других в своих негативных чувствах – использование этих чувств для манипуляции. Например, “Ты меня сильно ранишь, когда не делаешь того, о чем я прошу тебя”.
  • Жестокость и безжалостность к животным.
  • Словесные оскорбления – говорит вещи с целью причинить боль словами. Например, он унижает и обзывает жертву, или внушает, что её достижения ничего не стоят.
  • Жесткое понятие о предназначении женской и мужской роли в семье  – считает, что женщина создана для того чтобы служить мужчине. Считает, что женщина ниже мужчины, что она обязана быть дом-работницей, не должна иметь образования и, что она может быть полноценным человеком только в отношениях с ним.

И наконец, я хочу привести примеры практических советов для тех, к кому обращаются жертвы домашнего насилия, прося о помощи.

Эти советы взяты из статьи “Confronting Domestic Violence With Love And Authority,” автором которой является Dawn Walker.

  • Очень важна ваша серьёзная и доброжелательная реакция к женщине, которая приходит за помощью. Помните, что скорее всего она претерпела долгое насилие и ищет помощи только потому, что не может больше продолжать так дальше жить.
  • Спрашивайте у неё вопросы которые помогут вам больше разобраться в ситуации. Слушайте её внимательно и верте тому, что она говорит (также прислушивайтесь голоса Духа Святого).
  • Не говорите ей, что всё станет лучше, если только она будет больше повиноваться своему мужу и больше его любить.
  • Не говорите, “Бог ненавидит развод”. Она просто закроется в себе и вы потеряете её доверие. Возможно и то, что она уйдёт из вашей церкви и никогда не возвратится.
  • Первым делом не предлагайте ей консультации о браке. В первую очередь ей нужна отдельная консультация о её физической безопасности и независимости.
  • Не отпускайте её саму заполнять restraining protective order. Это очень тяжелый шаг для неё и ей нужна поддержка.
  • Попробуйте определить насколько серьёзен риск нанесения ей физического вреда.
  • Старайтесь дать ей понять, что Библия никак не одобряет домашнее насилие и, что само Слово Божие говорит о том как следует относиться к тем, кто угнетает слабых (Исход 7-14).
  • Важно удостовериться, что она и её дети находятся в безопасности от любого вида насилия.
  • Имейте у себя список контактов и телефонных номеров центров кризисных ситуаций и центров убежищ. Важно также иметь соответствующий план в случае любой перемены её ситуации.
  • Разработайте план с доверенными семьями из церкви в случае, если над женщиной нависнет серьёзная угроза её жизни, или угроза нанесения физического вреда.
  • Имейте у себя на готове денежные карточки для покупки продуктов и бензина в случае, если женщине небезопасно возвращаться домой и у неё нет с собой денежных средств.
  • Имейте церковную группу из нескольких членов церкви, которые смогут поддержать женщину в молитве особенно в кризисной ситуации.
  • Обратите внимание на её мужество и дайте ей знать, что её шаг прошения о помощи очень говорит о её мужестве. Поймите, что женщина пошла на риск, прося о помощи и, что её подтолкнул на этот шаг Богом вложенный инстинкт самосохранения и защиты её детей.
  • Убедите её, что есть надежда на лучшее будущее и, что её жизнь имеет смысл… Она должна слышать и знать, что Бог её любит и, что её страдания Ему небезразличны.
  • Предложите ей практическую помощь: финансы, убежище, помощь с уходом за детьми, и т.д.
Для женщин, решение порвать отношения с насильником – мужем возникает при уверенности, что есть хоть один человек, который её поддерживает в этом решении. Она должна знать, что Бог на её стороне, что Он любит её, что Он её никогда не покинет и, что Он будет всегда рядом.
Мы, как церковь, обязаны стремиться искоренять зло домашнего насилия путём его огласки – прямо и открыто. Мы обязаны поддерживать женщин, которые находят внутреннюю смелость и мужество для того, чтобы искать помощь и поддержку в своих церквях. Мыобязаны принимать решительные действия по отношению к виновникам домашнего насилия. Если мы будем действовать в этом направлении, мы сможем лишить врага силы продолжать насилие. Мы также обязаны признать, что как тело Христа, мы имеем уникальную и властную позицию быть Сильным Защитником, который прекратит тиранию домашнего насилия – в жизни отдельных Христианских семей, и во всей стране. Да, это трудное и полное риска дело, но кто же это сделает лучше, чем те, которым дана вся власть и вся сила противостоять, защищать, и спасать во имя Иисуса!

Являетесь ли вы жертвой домашнего насилия, или может знаете кого-нибудь кто является ею?

Я молюсь и надеюсь, что эта статья станет хорошей помощью для многих.

Я молюсь, чтобы вы и я были бы смелы и мужественны встать против несправедливости, проявляющейся теми, кто может быть использует Слово Божье, чтобы оправдать свои поступки, или же позволяет насилию продолжаться.

Я молюсь, чтобы смерть Любы не была напрасной, и чтобы мужчины и женщины извлекли из этой трагической истории важный урок.

Я молюсь, чтобы её жизнь навсегда была отмечена как жизнь любящей мамы её дорогих детей, любящей сестры её братьев и сестёр, любящей дочери её родителей, и прекрасного друга для всех кто знал её…

Я молюсь за её невинных сына и дочь, чтобы они не пострадали от травмы, причинённой врагом.

Во имя Иисуса, я молюсь, чтобы Дух Святой утешил и исцелил семью Любы от нанесённых душевных ран, а также утешил тех, кто очень любил её.

Мы скоро увидимся с тобою и с твоим дорогим сыном в небесах, прекрасная Любочка…

Tanya Feygin

СПОНСОР

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Домашнее насилие в христианской семье. Некоторые проблемы понимания и ошибки со стороны служителей церкви.

    Ниже под насилием понимаются любые виды физического, эмоционального, психологического, духовного давления, воздействия, принуждения, ограничения (в том числе путем поддержания чувства вины, страха)

    Используемые условные термины: супруг-насильник и супруг-жертва насилия.

    Тезисы составлены с четким условным разграничением “насильник/жертва”, поэтому не отражают всей сложности отношений.

    Ошибки служителей церкви в понимании ситуации и ее решения:

    Имеет место отрицание факта эмоционального (психологического) насилия служителями церкви из-за неспособности отличия фактов насилия от обычных конфликтов. Критерии отличия эмоционального насилия считаются размытыми и субъективными “кто может быть арбитром и это оценить”, либо предвзятыми “ей выгодно так говорить”. Личное восприятие жертвой происходящего с ней воспринимается служителями как “болезненно – преувеличенное” и “усложненное”, поэтому во внимание не принимается, а ухудшение здоровья не связывается с насилием.
    В результате непризнания факта домашнего насилия служители к проблеме относятся так-же легко и поверхностно, как к простым бытовым конфликтам в семье, действия супруга-насильника не получают в церкви должной оценки и осуждения, а жертва не получает защиты и помощи, в которых так отчаянно нуждается.

    Служители церкви зачастую оказываются неспособны не только признать факт насилия в семье, но и отличить насильника от жертвы. Применяемый по умолчанию подход “в конфликте всегда виновны обе стороны” затрудняет идентифицировать реальную причину конфликта. Супруг-насильник, терзая свою жертву наедине в кругу семьи, в силу присущих ему способностей маскироваться, в церкви и перед служителями может выглядеть как вполне добропорядочный христианин, послушный пастору, участвующий в церковной жизни и даже “искренне желающий исправить ситуацию и ищущий помощи”. В то время как защитное поведение супруга-жертвы насилия на этом фоне может расцениваться служителями как бунт, несмирение и рассматриваться как греховная причина самого конфликта. В результате действия супруга-насильника не получают в церкви должной оценки и осуждения, а измотанный насилием супруг-жертва вместо защиты и наставления с утешением, поддержкой и ободрением испытывает осуждение и дополнительное давление, что еще более усугубляет ситуацию формируя недоверие и разочарование по отношению к служителям церкви и иногда даже Богу. Такие некомпетентные действия служителей являются соблазном для израненных душ и являются причиной разочарования в институте церкви.

    Жертва домашнего насилия объявляется служителями церкви виновной в состоянии стресса и его психо-физиологических последствий, сказавшихся на состоянии здоровья. “Сама виновата, что довела себя до такого состояния – нужно было смириться перед Богом и Его волей, доверять Богу, принимать своего супруга, которого Бог тебе послал и любить его любовью агапе, а не впадать в саможалость”. В результате, вместо такой необходимой в этот момент защиты, оказания поддержки и помощи от жертвы требуют покаяния и смиренной покорности на основе созданного чувства ложной вины.

    При попытках решения семейной ситуации служителями церкви степень эмоционально-психологической травмы жертвы насилия либо недооценивается, либо вовсе игнорируется. Супруг-жертва в общении со служителями и другими людьми в силу присущей ей культуре поведения и интеллигентности до поры до времени может выглядеть достаточно стойкой, сильной, логично мыслящей, способной держать себя в руках, собранной и в меру спокойной, – тем самым не производить внешнего впечатления израненного, нуждающегося в неотложной помощи человека. А на самом деле внутри быть подавленной, сломленной и разбитой с набором сформировавшихся в результате непрекращающегося стресса серьезных психо-соматических расстройств здоровья, которые в перспективе угрожают даже жизни. Такое внешнее ложное “благополучие” подталкивает служителя на ряд “экспериментов” длительно растянутых во времени по склеиванию отношений которые уместны в нормальных семьях, вместо быстрых и четких действий по обличению насильника и защиты и поддержки жертвы.

    Супруг-жертва принуждается служителями церкви во что бы то ни стало продолжать жить вместе с супругом-насильником несмотря на продолжающиеся акты насилия так как по мнению служителей:
    у супруга-насильника должна быть возможность учиться практиковать доброе отношение к супругу. (Супруг-жертва выступает в роли живого “тренажера” для супруга-насильника)
    нужно, чтобы совместная жизнь супругов проходила на виду у церкви и проявления насилия стали очевидными для церкви и служителей, для чего, возможно, потребуется много времени. (Имеет место игнорирование продолжающегося разрушительного воздействия насилия и его последствий на жертву и ее здоровье.)
    у него просто нет никакого другого выбора (поскольку он ясно не прописан в Писании).

    Проживание супруга-жертвы отдельно от супруга-насильника (разъезд, а не развод) как способ защиты от насилия до реального изменения отношения со стороны супруга-насильника рассматривается служителями церкви как грех, а жертва объявляется грешником, который должен покаяться, вернуться к супругу-насильнику и жить вместе с ним для построения отношений. Супруг-жертва решившийся на отъезд объявляется лишенным смирения перед Богом, либо неверующим и к нему применяются меры церковной дисциплины вплоть до отлучения, что является для него дополнительным сильным психологическим ударом.

    Отъезд жертвы насилия в дом к своим родителям считается служителями церкви неприемлемым из-за возможного “заинтересованного и предвзятого отношения родителей.” Этим оправдываются попытки изоляции жертвы насилия от ее родителей с целью воздействия на ее мнение и поведение в рамках своего понимания.

    Опасность одобрения разъезда служителями церкви видится из-за создания прецедента для других супружеских пар в церкви у которых есть проблемы в отношениях.
    В этом случае служитель прагматично мыслит стратегически как шахматист, без сожаления жертвующий пешкой ради выигрыша партии. Бесчувственно как стратег-полководец, который посылает на смерть одного бойца ради возможной победы в бою. А не так, как Христос, который заботится и переживает о каждой овце…

    Из-за непонимания и игнорирования важности для женщин эмоциональной составляющей интимных отношений, служителями церкви считается, что жена обязана продолжать исполнять свой супружеский долг в любом случае независимо от отношения к ней ее мужа. Отказ от интимной близости рассматривается как грех по отношению к Богу (несмирение, непокорность Писанию, гордость, саможалость) и по отношению к мужу (отсутствие любви, непокорность) подлежащий осуждению церковью и мерам церковной дисциплины.

комментарии закрыты.