• ВЫБОР РЕДАКТОРА
  • ГРИН КАРТА (GREEN CARD)
  • НАША КОМАНДА
  • Privacy Policy
Monday, May 12, 2025
  • Login
Diaspora News
  • ГЛАВНАЯ
  • КАЛИФОРНИЯ
  • ЛИЦА СТОЛИЦЫ
  • ИСТОРИИ
  • ЦЕНТР ПОМОЩИ
  • ПОЛЕЗНОЕ
  • ГРИН КАРТА
  • НОВЫЙ ВЫПУСК PDF
No Result
View All Result
  • ГЛАВНАЯ
  • КАЛИФОРНИЯ
  • ЛИЦА СТОЛИЦЫ
  • ИСТОРИИ
  • ЦЕНТР ПОМОЩИ
  • ПОЛЕЗНОЕ
  • ГРИН КАРТА
  • НОВЫЙ ВЫПУСК PDF
No Result
View All Result
Diaspora News
No Result
View All Result

Как пережить расставание с родиной и не впасть в тоску

12/28/2021
in ИСТОРИИ, КАЛИФОРНИЯ, ЛИЦА СТОЛИЦЫ, ПОЛЕЗНОЕ
Reading Time: 1 min read
A A
ABC dental head
ABC dental head
previous arrow
next arrow

При слове «ностальгия» мы чаще всего представляем офицеров белогвардейской армии, с неизменной тоской вспоминающих былую юность в парижских ресторанах и всю жизнь мечтающих о возвращении «России, которую они потеряли». Для многих иммигрантов этот образ – не символ киноромантики, а тревожное предостережение о том, что нельзя поддаваться воспоминаниям. Боясь, что ядовитая тоска будет способна отравить только что начавшуюся счастливую жизнь в новой стране, многие выходцы с постсоветского пространства запрещают себе даже думать о прошлом, предпочитая не оглядываться назад. Но всегда ли воспоминания несут деструктивную роль, и почему прощание с прошлым может оказаться важным в настоящем? Журналист Ксения Кириллова нашла ответы на эти вопросы.

Время грустить

В первую очередь, важно различать ностальгию как болезнь тоски по родине и ностальгию как стадию иммиграции. Болезнь ностальгии, как она понимается в психиатрии, действительно может сочетаться с депрессией и неврозом, и, безусловно, только вредит и процессу адаптации, и здоровью человека в целом. Однако парадокс заключается в том, что правильное проживание временной стадии тоски по прошлому может послужить хорошей подстраховкой от ностальгии «в плохом смысле слова».
Все дело в том, что, как утверждают психологи, человек физиологически предрасположен проживать определенные стадии иммиграции. Они во многом схожи со стадиями переживания потери, разработанными американским психологом Элизабет Кюблер-Росс: отрицание, агрессия, депрессия и принятие. Эти стадии определяются не нашими индивидуальными особенностями, взглядами и опытом, а тем, как человеческий организм в принципе реагирует на стресс.

Самое начало иммиграции сопровождается выбросом адреналина, обилием новизны и, следовательно, ярких впечатлений, что приводит к идеализации новой страны. Этот этап еще называют «медовым месяцем иммигранта» – состоянием, когда весь мир предстает в радужных тонах, и ни о какой ностальгии не может быть и речи. Напротив, на этой стадии важно позволять себе некритично принимать страну пребывания и смотреть на нее через «розовые очки». Именно в этот период вы сможете накопить положительные ощущения, яркие впечатления и опыт радости, который, трансформируясь в приятные воспоминания, очень сильно поможет в последующий период.

Затем следует этап разочарования и даже злости, связанный не только с объективными сложностями, возникшими при адаптации, но и с тем, что организм банально истощается под воздействием стресса. Здесь, напротив, не стоит «насиловать» уставшую психику и важно дать себе возможность отдохнуть от всего – включая даже приятные впечатления. Как минимум, в этот период не нужно ставить перед собой новые масштабные цели и важно дать своему организму возможность восстановиться.

Затем, на фазе постепенного восстановления просыпается ностальгия – светлая грусть по тому хорошему, что было утрачено навсегда, и не способно повториться даже в самой счастливой иммигрантской жизни. Этот период наступает примерно через 2 или даже 4 года после начала жизни в новой стране. При нормальном протекании он становится последним звеном перед окончательным восстановлением и адаптацией. Более того, этот этап выполняет свою очень важную задачу: проститься с прошлым и отпустить его.

Запрет на память

Однако нередко встречаются случаи, когда иммигранты так боятся наступления «русской хандры», что совершенно искренне не чувствуют ничего подобного, вытесняя ностальгию на корню и не позволяя себе ощутить даже малейшие ее проявления. Еще сложнее бывает тем, кто пережил травматический разрыв с родиной. Таким людям может казаться, что вся их прошлая жизнь – это одно сплошное черное пятно, бесконечная череда страданий и лишений, в которой попросту не было ничего хорошего. Разумеется, ни о какой ностальгии в таком случае речь не идет, наоборот, травмированным людям больно даже упоминать прошлое, и хочется лишь одного – отсечь его полностью.

Тем не менее, психологи подчеркивают: не пережитые травмы, черной краской «заливающие» всю прошлую жизнь, способны отравить нам жизнь в настоящем сильнее, чем стадия ностальгии. Говоря о ностальгии как естественной стадии иммиграции, важно понимать, что речь идет не о родине и отношении к ней, а о тоске по счастливым моментам прошлого, которая в принципе свойственна человеку независимо от того, живет он в своей стране или за рубежом. И то, что травма не позволяет нам порой вспоминать эти моменты, вовсе не означает, что их не было на самом деле.

У каждого без исключения человека можно найти множество светлых воспоминаний, особенно связанных с его детством и ранней молодостью. Это не замутненное проблемами детское счастье, простые студенческие радости, первая любовь и многое другое. С течением времени всегда появляется что-то, что уже невозможно вернуть. Однако в обычных условиях окружающий мир и мы сами меняется постепенно, и мы часто не замечаем, как какие-то элементы навсегда уходят в прошлое. Иммиграция делает этот процесс более ярким и ощутимым. Более того, уехав, мы понимаем, что у нас уже нет возможности вернуться назад, потому что возвращение в свою уже изменившуюся страну, по сути, станет для нас второй иммиграцией. Единственное, что можно сделать в этой ситуации – лишь признать невосполнимость этой потери и оплакать ее, позволив себе пережить грусть расставания.

Зачем это нужно?

На первый взгляд кажется, что не стоит тратить время и силы на бесполезное оплакивание того, что нельзя вернуть. Однако слезы как механизм реагирования на психотравмирующие ситуации заложен в нас самой природой. Если мы не позволяем себе принять свою печаль и проститься с прошлым, более того, даже не позволяем себе ощутить собственной тоски, нам придется нести с собой по жизни весь багаж невыплаканных слез. Этот груз способен не только ухудшать настроение, но и психологическое состояние вплоть до появления клинических депрессий.
Во-вторых, проработка старых травм делает вас гораздо более выносливыми в настоящем.

Согласитесь, трудно назвать вашу жизнь полностью счастливой, если, даже 20 лет живя в другой стране, вы до сих пор остро реагируете на любые ее упоминания, не способны справиться с эмоциональной волной негатива, постоянно смакуете новости из России и не в силах перестать сравнивать, как было «там», и как стало «здесь». Все это – не только признаки вытесненной ностальгии, но и связанной с ней травмы, которая делает вас уязвимей и истощает ресурсы психики.

И главное, простившись с прошлым и примирив его с настоящим, вы тем самым сможете воспользоваться накопленным в прошлом эмоциональным ресурсом – всем собранным за долгие годы опытом радости, который может оказать бесценную помощь в новой жизни. Вы сможете творчески подойти к вашей тоске и преобразовать ее сначала в светлую печаль, а потом – в счастливые воспоминания, которые смогут стать вашим ресурсом в будущем.

Не повторяя ошибки Эфрона

Для политэмигрантов этап ностальгии дается особенно тяжело не только из-за травмирующих воспоминаний, но и из-за понимания, что они уже не смогут приехать домой, чтобы по-настоящему проститься с родиной. Таким людям может быть страшно, что у них не получится пережить ностальгию правильно, и тогда естественная стадия грусти может перерасти в настоящую болезнь ностальгии.

Еще один вполне естественный страх беженцев – это боязнь того, что, не справившись с ностальгией, они могут вопреки логике и элементарному инстинкту самосохранения приехать назад, тогда как в их случае это может грозить арестом или даже смертью.
Ярким предостережением здесь может служить судьба мужа Марины Цветаевой Сергея Эфрона – бывшего белогвардейца, за долгие годы жизни эмиграции так и не избавившегося от тоски по родине. Именно она побудила бывшего искреннего сторонника «белой идеи» стать агентом НКВД, а затем вернуться из Франции в СССР в разгар Большого террора. В результате Эфрон был арестован, и после двух лет пыток и допросов расстрелян. В лагеря попала и его дочь Ариадна, а Марина Цветаева после ареста мужа и дочери покончила с собой.

Однако парадокс заключается в том, что Эфрон, судя по всему, не позволил себе пережить стадию ностальгии тогда, когда это было оптимальнее всего – в первые несколько лет после отъезда, чтобы, оставив прошлое позади, начать строить новую жизнь. Затем, спустя много лет, его тоска о былом и связанные с ней чувства были многократно усилены голодом и нищетой в эмиграции, что привело в результате к подмене реальных воспоминаний иллюзиями о «новой России».

Именно поэтому важно отследить и принять свои чувства и воспоминания сразу, как только они появятся. Подобная осознанность не только помогает проститься с прошлым, но и предостерегает от опасных иллюзий в будущем. Если вы четко понимаете, что именно потеряли, и уже простились с этим, значит, вы знаете, что не сможете восполнить свою потерю, даже вернувшись в сегодняшнюю Россию. Вы можете сравнить прошлое с настоящим и твердо осознать, что именно изменилось в вашей стране.

Если вы открыли для себя доступ ко всем своим чувствам, и способны безболезненно обращаться с ними, это дает гарантии, что никто другой и через годы не сможет воспользоваться вашей слабостью и уязвимостью. А это значит, что у вас будет меньше шансов повторить роковую ошибку Эфрона, даже столкнувшись с трудностями в иммиграции, которые делают вас более уязвимыми. Ведь точная и неискаженная память – это не только колоссальный ресурс, но и прекрасное средство избежать опасных манипуляций.

ShareTweetPin

Похожие публикации

Лица столицы
ЛИЦА СТОЛИЦЫ

Лица столицы: Ольга Ким, кулинарный видеоблогер

07/31/2023
21.2k
TPS
ВЫБОР РЕДАКТОРА

В США отменили защитный статус TPS для сотен тысяч мигрантов

02/03/2025
6.3k
грин-карты
ВЫБОР РЕДАКТОРА

У иммигрантов отбирают грин-карты в аэропортах США? Вот как себя защитить

03/10/2025
3.7k
Load More
Next Post

Декабрь 2021 года стал самым снежным за всю историю наблюдений в Северной Калифорнии

diaspora-08-2025
afisha-08-2025
previous arrow
next arrow

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In
No Result
View All Result
  • ГЛАВНАЯ
  • КАЛИФОРНИЯ
  • ЛИЦА СТОЛИЦЫ
  • ИСТОРИИ
  • ЦЕНТР ПОМОЩИ
  • ПОЛЕЗНОЕ
  • ГРИН КАРТА
  • НОВЫЙ ВЫПУСК PDF

© 2025 Новости диаспоры в США, Калифорнии и Сакраменто - сайт Afisha Media Group.

This website uses cookies. By continuing to use this website you are giving consent to cookies being used. Visit our Privacy and Cookie Policy.