В 1959 году американские власти запустили проект «Ледяной червь» (Iceworm) — сеть ядерных ракетных площадок под землёй в Гренландии. Там провели систему туннелей до 4000 километров длиной и создали целую инфраструктуру для жизни 200 человек. Это была полноценная колония под толщей льда, но из-за слишком большой опасности проект закрыли, а ядерные отходы решили навечно «похоронить» в земле.
Последние исследования указывают, что остатки ресурсов опасны для экологии будущего и их необходимо эвакуировать, но решать проблему никто не хочет. Датские и американские власти игнорируют ситуацию, не в состоянии решить, кто должен заниматься проблемой.
Идеальное место
Во время Холодной войны американские военные считали Гренландию очень выгодной точкой для ракетной базы: территория расположена относительно недалеко от России, а от разведчиков противника можно скрыться под землёй. Более того, Дания почти не занималась безопасностью своего острова, поэтому создание проекта можно было скрыть от местных властей.
В 1960 году армия США договорилась с властями Дании о строительстве в Гренландии исследовательского центра недалеко от авиабазы в Туле. На деле это было прикрытие: американские военные построили сеть ракетных комплексов и разместили там 600 ядерных зарядов.
Хотя исследовательский проект был подставным, он тем не менее принёс пользу: благодаря анализу льда учёные углубились в историю климатических изменений на много лет назад. Специалисты работали на станции около года — у них были свои комнаты, общая кухня, туалеты, душевая, библиотека, больничная палата, операционная, лаборатория, большой склад, парикмахерская, магазин, церковь и театр.
Инфраструктура соединялась цепочкой туннелей, по сути образовывая колонию. Электричество поставлял первый в мире переносной ядерный реактор PM-2A, вырабатывающий для станции два мегаватта энергии.
Что произошло после эвакуации
Военные США предполагали, что беспрерывные снегопады и осколки тающих ледников в одночасье «похоронят» базу под плотной коркой. Но в 2016 году исследователи обнаружили, что глобальное потепление вызвало утончение ледяного пласта и привело к медленному таянию тоннелей. Если это продолжится, радиоактивные отходы со временем окажутся на поверхности и ветер разнесёт радиацию по разным территориям.
Перед эвакуацией специалисты забрали ключевые элементы ядерных зарядов, но основная часть инфраструктуры осталась — здания, железнодорожные пути, стоки, дизельное топливо и радиоактивные отходы. По оценкам исследователей, 20 тысяч литров химических остатков до сих пор находятся на территории станции, наряду с 24 миллионами литров биологических отходов в сточных канавах.
Кажется, что торопиться некуда — учёные считают, что таяние льдов приведёт к химической катастрофе на станции примерно через 100 лет. Но и процесс тотальной «уборки» может затянуться на долгие годы, хотя пока США и Дания даже не договорились о плане работ.
Формально база остаётся собственностью американских военных, но до конца не понятно, кто должен убирать отходы. В обеих странах отказываются выделять бюджет на трудоёмкий проект и отвечать за возможные риски: трудно сказать, безопасна ли база спустя десятки лет с закрытия.
В мае 2017 года министр иностранных дел Гренландии Виттус Квиакитсок (Vittus Qujaukitsoq) потерял работу после жалобы в ООН на датские и американские власти. Чиновник обвинил их в бездействии и нежелании решить проблему заброшенной станции.
С увольнением регионального руководства ничего не изменилось — тему почти не обсуждают. Учёный и профессор Брауновского университета Джефф Колган полагает, что оттягивать решение ситуации — это ошибка, так как об «уборке» надо задуматься уже сейчас. «Там будет целый ряд непредвиденных проблем, которых мы не ждём», — говорит специалист.
В 1960-х годах у американских военных было мало оснований полагать, что их секретная ледовая база в будущем вызовет экологические проблемы. В конце концов, она была заключена в оболочку льда и должна была надолго остаться глубоко в мёрзлой земле.