Численность бездомных в пяти боро города Нью-Йорк превысило отметку в 92 тысячи человек. Сегодня в Большом Яблоке проживает всего 2.6% населения США, но 20% всех бездомных в стране. Такие шокирующие цифры содержатся в новом докладе Совета экономических консультантов (Council of Economic Advisers — CEA) — федерального агентства, которое готовит статистические данные для Белого дома и Конгресса.
В исследовании аргументировано доказывается, что бездомные в Нью-Йорке появляются преимущественно из-за бюрократического регулирования в жилищной сфере. Чем больше мэр ДеБлазио тратит денег на строительство доступного жилья, ремонт льготных апартаментов, юридическую защиту неплательщиков, а также бесконечные судебные тяжбы с лендлордами — тем быстрее растут рыночные цены на жильё.
Социалистические реформы ДеБлазио привели к рекордному уровню недоверия лендлордов к новым жильцам. Последним для аренды хорошей квартиры требуется не только огромное количество документов, но и надёжный брокер, являющийся важным посредником между менеджментом и арендатором.
Лендлорды так сильно боятся жильцов-неплательщиков, что готовы на протяжении длительного периода мириться с пустующим жилищем. Поэтому для типичного билдинга в Бруклине или Квинсе характерны десятки простаивающих апартаментов после идеального ремонта, и сотни потенциальных жильцов, чья благонадёжность вызывает большие сомнения.
Одним из самых дорогих мест для жизни в Нью-Йорке стал Бруклин. Минувшим летом среднестатистическая арендная плата за апартамент в этом боро впервые за всю историю перевалила за $3,000 в месяц. Таким образом, для въезда в квартиру арендатор должен заплатить сразу $11,400 (первый рент, депозит и гонорар брокеру, который обычно составляет 15% от ежегодной арендной платы).
Излишне говорить, что таких денег у многих даже работающих семей нет, поэтому многие расплачиваются кредитными картами. Оплата кредиткой, однако, всегда настораживает лендлордов, которые мечтают видеть тенантов со значительными суммами на дебетовом и сберегательном аккаунтах.
Именно дороговизна отдельных апартаментов привела к тому, что в Бруклине и других нью-йоркских боро резко выросли спрос и предложение на комнаты. Владельцы квартир сдают комнаты, поскольку не могут потянуть арендную плату или мортгидж в одиночку. Люди, находящиеся в поисках комнат, не могут позволить себе даже отдельную студию.
«Комнатный бизнес» начал развиваться в Большом Яблоке сразу после вступления в должность мэра социалиста Билла ДеБлазио (2014). За пять лет его правления средняя стоимость аренды комнаты в Нью-Йорке выросла до $1,050 в месяц (все коммунальные платежи включены).
Если учесть, что минимальная зарплата в Нью-Йорке составляет $13.50 в час (в бизнесах с количеством работников менее 10 человек), то рядовому жителю придётся работать 78 часов в месяц, чтобы отбить одну только аренду комнаты. В реальности трудиться придётся ещё дольше, так как $13.50 в час — зарплата до вычета федеральных и штатных налогов.
Излишне говорить, что владельцы квартир хотят сдавать комнаты максимально надежным и чистоплотным людям. Это ещё больше затрудняет процесс превращения рядового бездомного, живущего на улице или в приюте, в работающего человека с собственным жильём. Бездомному нужно не только где-то заработать $2,100 на комнату (первый рент + депозит), но и продемонстрировать крепкий моральный дух (good moral character).
ДеБлазио выстроил велферно-жилищную систему в Нью-Йорке таким образом, что малоимущие сначала привыкают к бесплатным/льготным квартирам, а потом всё равно оказываются на улице. Мало кому удаётся остаться пожизненным велферщиком. По логике ДеБлазио, в системе распределения льгот должна быть постоянная текучка. Люди должны находить работу и покидать бесплатное жильё.
На практике, однако, велферщики сильно расслабляются за годы безделья и даже не замечают, как оказываются на улице. Семья годами ютится в льготной квартире, а потом оказывается должна те самые вышеупомянутые $11,400, чтобы получить аналогичный апартамент, но уже за рыночную стоимость.
От 50% до 70% бездомных — бывшие получатели нью-йоркского велфера. В их числе — 22 тысячи несовершеннолетних. Доля семей в приютах пяти боро выросла за последнее десятилетие на 70%.
Однако даже приют не является стабильным местом проживания в Нью-Йорке. Поскольку коек для всех бездомных не хватает, работники приютов регулярно выселяют постояльцев за мелкие нарушения (употребление марихуаны, распитие алкоголя) или просто по причине нехватки коек для маленьких детей. Таким образом, тысячам бездомных приходится кочевать из одного приюта в другой. Многие от безысходности начинают побираться, но при этом тратить деньги на опиоиды. Численность героиновых наркоманов среди нью-йоркских попрошаек по разным оценкам составляет от 60% до 80%.
В настоящее время нет ни одной причины считать, что проблема бездомных в Большом Яблоке будет решена в ближайшее время. Бродяги заполнили улицы, парки, станции метро, лавки возле билдингов, брошенные здания и другую инфраструктуру. Полицейским велено обращать на бездомных как можно меньше внимания и производить аресты только в случае совершения ими серьёзных преступлений. С помощью такой политики ДеБлазио и его назначенец О’Нилл (глава NYPD) «снижают» уровень преступности.
О необходимости смены штатной политики в отношении бездомных недавно заявил губернатор Имперского штата Эндрю Куомо. Он был шокирован количеством бездомных во время поездки в городском метро, и задался резонным вопросом: куда именно ежегодно уходят $20 млрд. из штатного бюджета, изначально предназначенных для борьбы с бездомностью. Теоретически выделенных денег вполне бы хватило, чтобы купить каждому бездомному если не частный дом, то уж точно студию в билдинге.
Тем временем эксперты в сфере недвижимости пророчат дальнейший рост арендной платы в городе Нью-Йорк. Не за горой тот день, когда арендаторы будут с ностальгией вспоминать тот день, когда за апартамент они платили «всего» $3,000, а за комнату — $1,050.