Опубликовано достаточно большое количество материалов с рассказами о том, как разработчики переезжают в США и другие страны на работу. Большинство таких статей касается именно программистов, которые рассказывают свои истории о поиске работы, опыте прохождения собеседований, получении оффера и последующем переезде.
Мой опыт не вписывается в эту схему и потому, как мне кажется, может оказаться полезным для других ИТ-специалистов — я переехал в США по визе O1, которая лишена некоторых недостатков традиционной американской рабочей визы.
Сразу оговорюсь, что этот способ миграции предполагает достаточно серьезные денежные траты, месяцы на подготовку документов, а также наличие общей жизненной активности. Но при всем этом, данный способ предполагает, что гораздо больше зависит от самого соискателя, а не от везения.
Недостатки традиционного способа миграции по рабочей визе
Для начала поговорим о том, как устроен «стандартный» процесс переезда на работу в США. Обычно ИТ-специалисты — в основном, программисты — либо сами находят вакансии в понравившихся им компаниях, и отправляют резюме, либо их резюме передают в HR-службы их знакомые, которые уже там работают (это более выигрышный способ), либо рекрутеры компаний сами находят профессионала по нужному направлению и предлагают ему попробовать пройти собеседование.
В дальнейшем, если говорить об успешном развитии событий, начальный скрининг по телефону приводит к назначению серии интервью — сначала телефонных, затем в офисе компании. В ходе этих собеседований соискатель общается сначала с рекрутерами, а затем с потенциальными непосредственными коллегами и руководителями. Если все ок, то кандидат получает оффер, принимает его, после чего начинается процесс подготовки документов.
О том, как искать компании, которые в принципе не боятся нанимать специалистов из-за границы и помогают им в получении рабочей визы H1B, неплохо написано в этом материале. Для соискателя здесь все отлично — все расходы берет на себя компания, нужно лишь хорошо показать себя на собеседованиях и получить оффер. Но есть один недостаток — не все, кто получил оффер от американской компании, смогут сразу приехать на работу.
На визы H1B существуют квоты — например, квота на следующий год составила 85 000 виз, при том что в прошлом году было подано 236 000 заявок на них, а на 2018 год получено около 200 000 заявок.
В итоге те, кто получит визу, а кто нет, даже несмотря на наличие работодателя, определяется в ходе специальной лотереи — с помощью алгоритма создается случайная выборка кандидатов. Те, кто в нее не вошел, вынуждены ждать — иногда люди могут годами проигрывать в лотерее, уже пройдя все круги собеседований.
Если не попал в квоту: виза типа L
Некоторые крупные американские компании с офисами в других странах обходят ограничения виз типа H1B с помощью L-виз. Они предназначены для перевода в головной офис в США сотрудников из зарубежных представительств той же компании. Существуют подтипы L-виз для менеджмента и талантливых сотрудников (special knowledge worker). В общем случае, для того, чтобы получить возможность переехать в США уже без всяких квот и лотерей, сотрудник должен отработать в зарубежном офисе не менее года.
По такой схеме талантливых специалистов перевозят такие компании как Google, Facebook и Dropbox. У меня есть друг, который работает в офисе Dropbox в Дублине именно по этой причине.
Как видно, шанс переехать в США по рабочей визе есть, даже в случае неудачи в ходе лотереи H1B, но здесь надо задать себе вопрос — достаточно ли я ценный кадр, чтобы компания не только тратила на подготовку моей рабочей визы в США от 5 до десяти тысяч долларов, но затем еще перевозила в зарубежный офис и ждала год, пока я смогу присоединиться к команде в головном офисе? Думаю, большинство желающих переехать в Штаты смогут честно ответить на него отрицательно, как было и в моем случае.
Но есть и способ, который дает чуть больше контроля над происходящим самому кандидату — это виза типа O1.
Виза O1: плюсы, минусы, подводные камни
Виза O1 дается «выдающимся специалистам» в своих областях. Она достаточно активно используется в сфере ИТ-стартапов — многие сотрудники и основатели молодых проектов пытаются переехать в США с ее помощью.
В интернете часто пишут, что степень исключительности талантов соискателя определяется например, наличием Нобелевской премии — на этом месте многие думают, что это явно не их вариант, и переходят к рассмотрению других вариантов. На самом же деле, на практике, опытный юрист может вполне качественно «подать» действительно хорошего специалиста, так что его таланты не будут вызывать особых вопросов.
Важный дисклеймер: для получения этой визы действительно нужно быть сильным специалистом и соответствовать ряду критериев. Если у вас объективно пока не хватает достижений, попытка получить O-визу станет просто тратой времени и денег.
Далее рассказ о моем опыте получения данной визы (чтобы не флудить в комментариях не по теме материала, ответы на многие вопросы о жизни в США можно найти вот в этой моей статье и обсуждении к ней).
Про вариант с O1 я читал и раньше, но всегда не понимал один момент: в статьях о получении такой визы всегда говорилось о том, что такую визу делают себе многие предприниматели, но при этом для её получения нужен работодатель.
Оказалось, что ситуация решается так — можно зарегистрировать в США компанию, которая и пригласит на работу талантливого специалиста, то есть вас. Желательно, чтобы ваша доля в фирме не превышала 50%, тогда получается, что у вас нет полного контроля над компанией и вас в принципе могут уволить. Возможен также вариант, когда компанией управляет совет директоров, который теоретически может и уволить работника.
Схема не самая простая, поэтому важно выбрать хороших юристов. Мне тут помог случай — один из знакомых оформил себе такую визу и дал мне контакт юристов, занимающихся открытием фирм и подготовкой петиций.
Если говорить обо мне, то я хоть по образованию и разработчик, последние годы профессионально занимаюсь созданием ИТ-контента и маркетингом в сфере технологий. Так что мне нужно было показывать таланты именно в этой сфере. Так что я открыл агентство, занимающееся созданием англоязычного контента для продвижения ИТ-компаний, но направление может быть, в целом, любым — от управления бизнесом до системного администрирования.
Главная сложность в получении визы — сбор всех необходимых документов, про который хорошо написал дизайнер, пару лет назад устроившийся в закрывшийся не так давно стартап Pebble. Мне нужно было предоставить (из того, что я помню):
- Рекомендательные письма от профессионалов в области маркетинга, также котируются мнения журналистов. Здесь важно найти именно коллег по цеху, и с самого начала я планировал набрать писем от генеральных директоров и председателей правления компаний, с которыми когда-то работал, но мой адвокат забраковал эту идею. Пришлось потратить время на поиски и переговоры. Вообще письма — это самое сложное: нужно уговорить людей, потом согласовать с ними текст письма — его пишут адвокаты и используют при этом весьма специфический язык, — и некоторых смущают такие хвалебные оды.
- Публикации в СМИ. У меня много публикаций по работе на русском и английском языках, так что это был самый простой пункт. Единственная сложность — все русскоязычные документы нужно переводить, а это — время и деньги.
- Членство в профессиональных ассоциациях. Здесь важно, чтобы сообщество было довольно старым и уважаемым, и чтобы в него принимали не просто за деньги, а по рекомендации членов. Мне удалось вступить в Российскую гильдию маркетологов, так что этот вопрос тоже был закрыт.
- Публичные выступления. С этим у меня было не густо, пришлось постараться и организовать несколько семинаров, в том числе на журфаке и PR-факультете МГУ.
- Наличие наград. В качестве примера здесь все приводят Нобелевскую премию, но как выяснилось, в качестве награды хороший адвокат может представить, например, попадание моей статьи в подборку лучших на каком-либо сайте.
- Членство в жюри профессиональных конкурсов. Уже в ходе работы по сбору документов меня действительно пригласили стать членом жюри в одном небольшом онлайн-конкурсе среди редакторов контента.
Адвокат сказала мне, что в целом мой кейс более или менее перспективен, но не прямо «вау», поэтому можно было ожидать любого результата. В итоге в апреле мне одобрили визу O1. Тонкий момент — я получил именно авторизацию на работу в США в своей компании на протяжении трех лет.
Самой визы у меня в паспорте нет — я оформлял документы уже находясь на территории США. Чтобы её получить, нужно выезжать за пределы страны и идти в консульство, в котором, теоретически, могут начать запрашивать дополнительные документы и вообще отказать в выдаче визы (история об этом есть в публикации по ссылке). И визу дают сроком на два года, а не на три, которые указаны в approval notice от миграционной службы.
Некоторые мои американские знакомые с такой визой решают не рисковать и не выезжают из страны, мне же с семьей необходимо летом вернуться в Россию, так что определенный риск в этом есть, хотя он и невелик.
Весь процесс подготовки документов и рассмотрения визы занял около семи месяцев, это при том, что мы платили $1225 за ускоренное рассмотрение петиции (premium processing) в течение 15 дней. Но у меня возникали заминки с подготовкой документов и другие форс-мажорные обстоятельства, которые все затягивали. Обычно подготовка всего кейса занимает несколько месяцев, а затем идет рассмотрение в миграционной службе.
Как пишут в интернете, виза O1 позволяет менять работу, но для этого нужно, чтобы новый работодатель подал новую петицию – и её опять будет рассматривать миграционная служба. Другой вариант — оставаясь в своей компании устроиться в качестве contractor worker в другую фирму.
Общие затраты на оформление визы, переводы, оплата ускоренного рассмотрения вместе с открытием компании в США в моем случае составили немногим более $10 000.
Заключение
Резюмируя: потратив больше $10 тысяч, массу сил и полгода времени на начальном этапе вы получите возможность работать в США в своей компании. Далее можно либо развивать этот бизнес, либо искать варианты трудоустройства по контракту или на полноценной основе. Делать это уже находясь в стране гораздо проще, чем из России.
Этот вариант небыстр, недешев и, в целом непрост, так что подходит не всем. Но он открывает активным людям, которые добились определенных успехов в своей профессии — что важно, не обязательно связанной с программированием — возможность поработать в новой стране. Зарабатывать деньги на оплату юристов, собирать документы и искать потом клиентов и работу придется смостоятельно. Однако в этом и плюс — конечный успех предприятия в большей степени зависит от самого кандидата.
Автор: Александр Лашков сегодня в 10:34; Материал: ХабрХабр