Главное сыскное ведомство США – Федеральное бюро расследований – отмечает в этом году свой 110-летний юбилей: оно было создано распоряжением бывшего в то время министром юстиции Чарльза Бонапарта 26 июля 1908 года. Накануне значимой даты журналист Ксения Кириллова пообщалась с ветераном ФБР и узнала, как он боролся с мафией в Нью-Йорке в 70-е, как использовал информатора и сам работал под прикрытием, от имени несуществующего арабского шейха, какие опасности у него бывали. Сейчас Майрон Фуллер консультирует фильмы для Голливуда, а по некоторым его делам уже сняты фильмы и написаны книги.
Майрон Фуллер провел в ФБР 31 год, работая против организованной преступности, коррупционеров и террористов. За годы службы ему приходилось вскрывать крупнейшие коррупционные связи между мафией, банковским сектором и госчиновниками, разрабатывать стратегии борьбы с терроризмом и внедряться в круги организованной преступности. Последние пять лет работы в ФБР, с 1996 до 2001 года, Фуллер отвечал за все расследования в Азиатско-Тихоокеанском регионе, взаимодействуя с АНБ, ЦРУ и иностранными коллегами.
Сейчас бывший агент ФБР занимается в основном консультированием режиссером и сценаристов фильмов. Так, именно он был консультантом вышедшей в прошлом году книги Дэвида Ховарда «В погоне за Филом» (Chasing Phil), а сейчас помогает созданию одноименного фильма.
Вышедшая в 2014 году трагикомедия «Афера по-американски» (American Hustle) также базировалась на одном из расследуемых им в прошлом дел, так что неудивительно, что именно Майрон Фуллер стал главным консультантом фильма.
О самый ярких моментах своей карьеры и самых интересных делах мистер Фуллер поведал в интервью “Диаспоре”.
На пути к ФБР: Ку-Клукс-Клан и ТВ-шоу
К слову, в далеком 1963 году юный Майрон не планировал бороться с преступностью. В то время он работал над сельскохозяйственным контрактом для правительства США в Арканзасе.
«Мы проводили исследования новых химических веществ, используемых для уничтожения насекомых, поедавших хлопковые растения. Я работал в Восточном Арканзасе, а на другой стороне реки уже находился штат Миссисипи. В то время в тех краях исчезли три молодых правозащитника из Нью-Йорка, приехавшие в штат, чтобы уговорить чернокожих зарегистрироваться для голосования на выборах. За дело взялось ФБР, и обнаружило троих студентов мертвыми рядом с земляной плотиной вблизи Меридиана, штат Миссисипи.
Местный шериф и полиция отказались расследовать это дело. Фактически, местные правоохранители позволили «ку-клукс-клановцам» убить троих студентов. Единственной надеждой на справедливость стало ФБР, и они действительно раскрыли дело. Я был впечатлен тем, что ФБР совершило такое важное для нации дело, и правосудие восторжествовало», – вспоминает Майрон.
Однако свой карьерный выбор Фуллер сделал только несколько лет спустя. В 1970 году на американском телевидении появилась еженедельная программа под названием «ФБР».
«Там показывали, как Бюро раскрывает любые дела в разных штатах, сочетая при этом хитрость и ум, верховенство закона и оружие. Я был впечатлен. Друг, у которого как раз заканчивался четырехлетний срок службы в ВВС США, попросил меня проводить его в местный офис ФБР в Литл-Рок, штат Арканзас, для подачи заявления на работу. Я с радостью согласился, и подал заявление вместе с ним. Через три месяца мне позвонили и спросили, серьезно ли я настроен. Я ответил, что да. Примерно через месяц мне предложили поступить в класс подготовки новых агентов начиная с 11 января 1971 года», – рассказывает Майрон.
После завершения учебы в Квантико, нового агента отправили на год в Чикаго, затем в Нью-Йорк. Майрон вспоминает, что простор больших городов дал ему гораздо больше возможностей и свободы для раскрытия крупных дел, и примерно через пять лет он уже почувствовал, что стал специалистом в борьбе с организованной преступностью и коррупцией на самом высоком уровне.
«Моим первым крупным делом стало похищение Сэмми Бронфмана, сына миллиардера Эдгара Бронфмана. Мы раскрыли дело и передали его в суд, где оба похитителя, водитель лимузина и пожарный, были осуждены. Затем я занялся международными мошенниками и организованной преступностью. Становилось очевидным, что финансовые мошенники присоединялись к мафии, беря на себя их легальную часть их бизнеса и финансовые потоки. В то время организованная преступность в Нью-Йорке процветала и проникла в городские власти, транспортную отрасль, ресторанный бизнес и строительство. Порочный альянс жуликов и мафии начался с офшорных банков, что затем привело к попыткам преступников покупать банки, а также ипотечные и страховые компании в процессе их банкротства. Я начал расследования с мошенников, и это вывело меня на крупных фигур из организованной преступности Нью-Йорка», – вспоминает Майрон Фуллер.
От мошенников до мафии
В 70-е годы в США орудовал «американский Остап Бендер» Филип Китцер – искрометный и изящный мошенник, проворачивавший операции международного уровня. С помощью подставных лиц Фил покупал обанкротившиеся банки, изготавливал поддельные ценные бумаги, с помощью которых его клиенты могли получать солидные кредиты, и обворовывал компании и частных лиц на миллионы долларов. Однако в какой-то момент удача подвела опытного жулика – Фил решил подготовить себе помощников, и сблизился с двумя начинающими мошенниками из Индианы, не зная, что имеет дело с агентами ФБР под прикрытием. Двое «федералов» путешествовали за проходимцем по всей стране и присутствовали на всех его встречах, включая переговоры с представителями мафии. Когда Фил и его «партнеры» приехали в Нью-Йорк, Китцер, сам того не ведая, привел ФБР прямо в логово организованной преступности. Ненадолго вырвавшись из компании уголовников, агенты из Индианы вышли на связь с местным офисом и передали Майрону Фуллеру все, что им удалось узнать. Как рассказывает сам Майрон, это очень помогло в его расследовании нью-йоркской мафии.
Впрочем, у Фуллера были и собственные источники в мафиозных кругах.
«Один мошенник, житель Лонг-Айленда Мэл Вайнберг, был арестован в Питтсбурге за использование фальшивых банков для обмана доверчивых жертв. Пытаясь избежать тюремного срока для себя и своей любовницы, он предложил выдать нам других жуликов и членов организованной преступности, с которыми все еще сохранял дружеские отношения», – вспоминает бывший ФБРовец.
Майрон лично отправился в Питтсбург и начал выстраивать рабочие отношения с информатором, которые со временем переросли в самую настоящую дружбу.
«Мы оставались друзьями 41 год, до тех пор, пока Мэл не скончался в марте этого года в возрасте 93 лет. Изначально у него был легальный бизнес – Мэл владел семью химчистками, но затем связался с уголовным миром Нью-Йорка и Нью-Джерси. Поимка и обвинение предоставили ему выбор: закончить, как преступник, или работать с ФБР», – поясняет Фуллер.
Майрон вспоминает: они с Мэлом были очень разными людьми, с различным культурным бэкграундом.
«Я происходил из протестантской культуры юга, и Мэл – из еврейской культуры Нью-Йорка. Но мы смогли найти точки соприкосновения. ФБР учит, что агенты должны постоянно контролировать осведомителей, одобряя каждый их контакт и каждое действие. Но я жил примерно в 90 милях от Мэла, в Северном Нью-Джерси, и работал в офисе ФБР Нью-Йорка на Третьей авеню и на 69-й улице Манхэттена. Я понял, что Мэлу придется много работать самостоятельно, и передал ему кассеты и прослушивающую аппаратуру, чтобы он использовал ее по своему усмотрению, записывая телефонные разговоры с людьми, которых он считал связанными с преступлениями. Я решил доверять Мэлу до тех пор, пока у меня не появятся причины не доверять ему. Это оказалось идеальным решением для нас обоих и обеспечило успех многих расследований», – делится Майрон Фуллер.
От имени арабского шейха
Первой целью ФБР и его нового информатора стал Джо Троцкио, член Колумбийской мафии, который на тот момент занимался хищением казначейских облигаций США.
«Три свидетеля, выступавших против Троцкио, были убиты, в результате чего он так и не был привлечен к ответственности. Троцкио находился в сговоре с Фредом Про, который пытался купить ипотечный банк в Лонг-Айленде для своих мошеннических операций. Его целью стала ипотечная компания Brookhaven Servicing Corporation (BSC), которая принадлежала Chase Manhattan Bank (Chase). Я добился разрешения федеральных судов в Южном округе Нью-Йорка на прослушку шести телефонных линий в офисе Про, а также на установку жучка в его офисе для записи его многочисленных обсуждений преступных планов со своими подельниками. Одним из этих подельников и был Троцкио», – рассказывает бывший агент ФБР.
Фуллер поручил Мэлу, который был дружен с Троцкио, организовать ему встречу с «объектом» под прикрытием. Согласно легенде, Майрон в прошлом был вице-президентом банка Chase – «грязным банкиром», уволенным за мошенничество.
«Я разработал в качестве источника вице-президента Chase, и он помог мне создать личность Майрона Вагнера, который после увольнения якобы работал на богатого араба по имени Камбир Абул Раман из Ливана. Чтобы добавить легитимности к своей легенде, я получил 3,2 миллиона долларов наличными для внесения на банковский счет Вагнера в Chase. Любой, кто захотел бы проверить мою личность, мог сделать это, позвонив моему источнику в банк. Чтобы еще больше усилить фальшивый бэкграунд, я получил письмо от посла Ливана Фрэнсиса Мелоя, который поздравил меня с новой работой. Моя роль, Вагнер, якобы был нанят для инвестирования денег шейха Рамана в США, в частности, в финансовые учреждения. Эта идея была основана на вышедших в то время статьях в Wall Street Journal и New York Times, в которых арабы упоминались богатые инвесторы для Соединенных Штатов», – рассказывает Майрон.
Мэл справился с заданием и организовал агенту под прикрытием несколько встреч с Троцкио и его четырьмя соучастниками, в том числе с советником мафии по имени Ричард Спаер.
«На третьей встрече в присутствии Мэла больше не было необходимости, поскольку я проводил все переговоры напрямую. Самой важной стала моя встреча со Спаером и юристами Chase. На ней банк согласился продать BSC группе, представляющей преступную группу Троцкио», – сообщил Майрон. Бывший агент отмечает – самым важным в этой встрече было явное проговаривание участниками преступного умысла сделки. Самой продажи, естественно, не состоялось – так далеко ФБР уже не могло зайти. Это дело стало первым кирпичиком в выстраивании обвинения против знаменитой мафии Коза Ностра (La Cosa Nostra).
Успех дела Троцкио вдохновил ФБР на продолжение игры, получившей кодовое имя Abscam. Майрон Фуллер продолжил действовать от имени арабского шейха для привлечения внимания мошенников, членов Коза Ностры и коррумпированных государственных чиновников. В течение следующих трех лет было предъявлено обвинение и осуждено более 50 членов мафии, отдельных жуликов и государственных служащих, в том числе шесть конгрессменов и один сенатор США, Уполномоченный по азартным играм Нью-Джерси, мэр Камдена и несколько чиновников более низкого уровня. Майрону приходилось приобретать у преступников украденные акции и облигации, и часто агенты ФБР арестовывали злоумышленников прямо на месте сделок.
«Это не раз бывало опасным, когда «объекты» были вооружены. В какой-то момент мне пришлось долго ехать до места продажи, выпав из вида наружного наблюдения. Я даже не понял этого, иначе бы мог попытаться сбежать в какой-то момент. Преступники действительно показывали мне оружие в рамках тактики запугивания, но я оставался невозмутимым и похвалил их за меры безопасности. Поскольку я был спокоен, они согласились продолжить сделку. В другой раз, во время операции в отеле St. Regis на Манхэттене, трансформатор, через который меня подслушивали находившиеся рядом агенты, не сработал. Когда я подал сигнал, чтобы агенты вошли в комнату для ареста четырех преступников, ответа не последовало. Я повторил сигнал три раза и, наконец, решил определить, действительно ли они все еще были в соседней комнате. Я вышел под предлогом проверить, нет ли в коридоре полицейских, постучал в дверь, где ожидали агенты, и попросил их прийти. Когда я вернулся в комнату, они действительно ворвались в дверь, арестовав всех, включая меня. Этот сценарий выполнялся каждый раз в примерно 20 делах. Были проведены десятки встреч под прикрытием, все записывались. Расследование началось в 1977 году, а последний судебный процесс состоялся в марте 1983 года», – поведал Майрон Фуллер.
Предотвращая теракты
Затем, получив повышение, Майрон продолжал работать против организованной преступности в Луизиане и, конечно, тоже имел секретных информаторов. В 1996 году ему было поручено определить угрозу, исходящую от «Аль-Каиды», и проверить возможности ФБР по расследованию терактов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
«Мне приходилось посещать посольства США в Тихоокеанском регионе, в том числе в Пакистане и Индии. Я подготовил доклад с просьбой создать оперативную группу ФБР в Гонолулу для решения вопросов борьбы с терроризмом, в основном в Пакистане, на Филиппинах и в Индии. Наши усилия привели нас в Германию, а затем –обратно в Афганистан, где Усама бен Ладен готовил атаку 11 сентября и другие теракты. У нас была лучшая возможность предотвратить «9/11», но, к сожалению, как ЦРУ, так и штаб-квартира ФБР препятствовали реализации этого проекта», – заключает Майрон Фуллер.