По закону об Общественной подготовке и подготовке к чрезвычайным ситуациям (PREP) 2005 года, фармацевтические компании вроде Pfizer (NYSE:PFE) и Moderna (NASDAQ:MRNA) обладают полным иммунитетом от судебной ответственности, если их вакцины непреднамеренно причинят вред. Таким образом, потерпевшим практически невозможно предъявить иск в случае причинения их здоровью ущерба, пишет CNBC.
Адвокат Рогге Данн из Далласа, занимающийся делами в сфере занятости, свидетельствует: «Очень редко когда принимается закон о полном иммунитете. Фармацевтические компании обычно не имеют достаточной защиты от ответственности перед законом».
Однако при этом он отмечает, что подать в суд на Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) за выдачу компании разрешения на экстренное применение вакцины нельзя, также как не получится привлечь к ответственности работодателя, если он требует прививки в качестве условия работы.
Министр здравоохранения и социальных служб США Алекс Азар согласно закону PREP, должен обеспечивать юридическую защиту компаний, производящих или распространяющих важнейшие медицинские товары, такие как вакцины и лекарства, за исключением случаев «умышленного неправомерного поведения» компании до 2024 года.
Фактически это означает, что в течение еще 4 лет будет невозможно потребовать в суде денежной компенсации за вред здоровью, полученный в результате использованиям продуктов для лечения или защиты от коронавируса.
Между тем недоверие к вакцинам в американском обществе достаточное высокое: о своем нежелании прививаться говорят примерно 4 из 10 американцев, согласно недавнему опросу исследовательского центра Pew Research Center. Хотя это и меньше, чем было два месяца назад.
По мнению адвоката из Далласа, оно объясняется просто: Pfizer и BionTech создали свой препарат с «космической», по меркам всей фармотрасли, скоростью — всего за 8 месяцев — потому, что на них надавило правительство, а производители, скорее всего, в свою очередь, потребовали от него обеспечить им защиту от многомиллионных судебных исков.
Руководство компаний спешит заверить общественность, что «бояться нечего»: генеральный директор Pfizer Альберт Бурла отметил, что «эта вакцина была разработана без каких-либо ограничений и .. одобрена всеми властями мира».
Впрочем, закон PREP не только гарантирует судебный иммунитет фармкомпаниям, но и помогает снизить стоимость вакцинации.
«Правительство не хочет, чтобы люди подавали в суд на компании, производящие вакцину от COVID-19, потому что тогда производители, вероятно, потребовали бы от правительства более высокую цену в расчете на одного человека за дозу», — заявил адвокат Данн.
Если подать в суд на производителя лекарств нельзя, то на кого же тогда можно? На правительство? Ведь одобрение на применение препаратов дает оно, точнее, FDA. Оказывается, так сделать тоже нельзя.
«Нельзя подать в суд на FDA за одобрение или неодобрение лекарства, — сказала Дорит Рейсс, профессор колледжа права Гастингского университета Калифорнии. — Это часть его суверенного иммунитета».
FDA как правительственный орган обладает таким иммунитетом, который есть у государства.
Что касается еще одного положения — требования работодателя от сотрудника пройти вакцинацию, то и здесь закон на стороне компаний: требование пройти прививку — это правило в сфере охраны труда, и работодатели могут это сделать, хотя и есть несколько исключений, например, отказ сотрудника от вакцинации по медицинским показаниям или религиозным убеждениям.
Если ни одно из этих исключений не применимо, иски могут рассматриваться в рамках программы компенсации за травму на рабочем месте.
Есть и другие возможности добиться компенсации: в соответствии с законом PREP была учреждена Программа компенсаций за причиненный ущерб (CICP) лицам, получившим ущерб от одной из защищаемых законом фармкомпаний. Эта малоизвестная программа существует уже десять лет. Созданный под ее эгидой фонд занимается только вакцинами, которые, вероятно, никогда бы и не понадобились в жизни, например, вакцины против сибирской язвы.
Теперь, если в суде будет выиграно хотя бы одно дело о компенсации вреда здоровью по программе CICP, программа предоставит до $50 тыс. в год в виде безвозмездной компенсации потерянной заработной платы и расходов на медицинское обслуживание. А в случае смертельного исхода пациента после использования вакцины от COVID-19 выплачивается пособие оставшимся членам семьи погибшего в размере $370 376.
Настораживает, правда, тот факт, что фонд CICP отклонил большинство требований о компенсации, поданных с момента начала программы 10 лет назад. Из 499 поданных исков CICP компенсировала только 29 исков на общую сумму более $6 млн.
На днях в США зафиксировали сильную аллергическую реакцию на вакцину от коронавируса компаний BioNTech (NASDAQ:BNTX) и Pfizer (NYSE:PFE). Еще раньше стало известно об аллергической реакции на вакцину английской компании AstraZeneсa.
— При подготовке использованы материалы CNBC