Симфония жизни

delta-1024x142

Напомню, что в этом году исполняется 25 лет с того дня, когда семья Валентина Бурлаки переехала на постояннное место жительства в США. Валентин, его супруга Светлана (в девичестве Черная) и четверо их сыновей – Ярослав, Виталий, Олег и Владислав – оставили Черновцы в поисках лучшей доли. Кстати, родители очень любили своих детей и всегда ласково называли их – Славунчик, Витасик, Аличка и Владюсик. На Украине остались уютный дом, родная церковь, хорошая работа, перспективы музыкального служения своего квартета в Восточной Европе в период многообещающей перестройки и накануне развала Союза…

А что ждало их здесь, в незнакомой стране? Волнения, тревоги, переживания… И, конечно, надежды на лучшую жизнь и новые возможности в музыкальном служении. О большем на первых порах Валентин и не мечтал. Но после встречи в 1990 году с Руди Винсом в Лос-Анджелесе, где музыкальная группа «Душа и песня» принимала участие в очередном съезде Тихоокеанского объединения славянских церквей евангельских христиан-баптистов, такие возможности открылись. Причем, в той сфере, которая была близка его сердцу и призванию.
Возглавлявший в ту пору русскоязычное служение FEBC Руди Винс предложил Валентину и его другу и музыкальному партнеру Сергею Морару создать в Сакраменто звукозаписывающую студию с целью подготовки проповедей, песен, стихов для последующей трансляции в эфире с острова Сайпан. Они с энтузиазмом взялись за это служение, которое активно поддержал Федор Петрович Карпец, предоставивший для студии две комнаты в апартментах при церкви на Franklin Blvd.
Так началось это сотрудничество Валентина Бурлаки с FEBC, которое продолжалось 24 года. Оно не было легким и безмятежным. Оно было новым. А каждое новое дело, начинаемое с нуля, рождало массу проблем и требовало полной самоотдачи. И Валентин отдавал себя этой работе без остатка.
И не только этой. Музыкальные фестивали и творческие вечера, ежегодные славянские ярмарки, постоянные записи и выпуск альбомов солистов и музыкальных групп, озвучивание всех служений в церкви, работа ведущим в прямом эфире на радио «Теос» в Сакраменто, а в последние годы и организация интернет-телевидения iBratTV поглощало его полностью. Но он не роптал, он с радостью отдавал свое сердце, время и знания любимому делу.
В конце августа он отправился на восток Украины, в Славянск, где в результате вооруженных столкновений из строя вышла местная радиостанция, транслировавшая в том числе и христианские программы. Валентин мог не ехать. Он мог отправить необходимую аппаратуру по почте. Он мог направить в служебную командировку другого специалиста. Но он поехал сам, чтобы лично все установить, отстроить и убедиться в том, что все работает как надо.
Он прекрасно справился с этим заданием, но, возвращаясь домой, попал в автомобильную аварию, которая оборвала его жизнь. Это не его вина. Он не был за рулем. Но что сейчас об этом говорить? Его уже не вернешь…
Похороны человека говорят о многом. О том, каким был человек в этой жизни. О том, что он сделал для семьи, родных, друзей и даже незнакомых людей. Похороны говорят и об отношении людей к умершему. О том, каким они знали его и каким он останется в их сердце. Одним словом, похороны – это симфония любви, симфония жизни.
Во время похоронного служения я попросил некоторых присутствующих на траурной церемонии поделиться своими воспоминаниями о Валентине Бурлаке.
Сергей Морару, друг детства, музыкант, солист группы «Душа и песня», сотрудник христианского радио BBN (Северная Каролина): «О Валентине я могу сказать следующее: есть товарищи, а есть друзья. Валентин был моим настоящим другом, на которого я мог положиться во всем. Валентин был даже больше, чем друг. Он был моим братом, с которым можно было откровенно говорить на любую тему. С ним можно было молиться, его можно было попросить о любой помощи.
Мы с ним пели в Черновцах в одной музыкальной группе, у которой тогда еще и имени-то не было. Название квартету «Душа и песня» дали сами слушатели уже здесь, в Америке. Когда мы выступали с группой в Лос-Анджелесе в 1990 году на съезде Тихоокеанского объединения славянских церквей ЕХБ, мы познакомились с Руди Винсом, который предложил нам организовать в Сакраменто студию FEBC. Мы согласились, и я почти десять лет вместе с Валентином занимался этим служением. А затем переехал в Северную Каролину, где тружусь на радио BBN. Но наши контакты с Валентином не прекращались ни на один день.
Вы знаете, мне кажется, что, предчувствуя свой скорый уход, Валентин настоял на том, чтобы мы всей группой поехали на служение в Лос-Анджелес. И хотя мы долгое время не пели вместе, в мае этого года мы поехали в Лос-Анджелес. Это было наше последнее выступление…
Для меня нет такого понятия, как Валентин умер. Нет, он у Господа. И он в нашем сердце, в нашей памяти, в записанных им радио- и телепрограммах, в тех делах, которые он оставил после себя. Он очень многое сделал для своей церкви, так же как и его любимый пастор Федор Петрович Карпец, который объединил всю славянскую иммиграцию. И если мы осознаем это, то мы и жить будем так, как Валентин, в ожидании вечности».
Руди Винс, многолетний директор русскоязычного вещания FEBC, а ныне региональный координатор радио «Теос» по Евразии: «С Валентином я познакомился в 1990 году в Лос-Анджелесе, куда он приехал с музыкальной группой на съезд славянских церквей Тихоокеанского объединения. Видя его заинтересованность в музыкальном и радиослужении, я предложил ему создать студию в Сакраменто. Он с радостью согласился и принялся за ее организацию.
Ранее мы транслировали наши программы на Советский Союз с острова Сайпан, но после развала Союза и массового выезда евангельских христиан в Америку начали вещание не только в Сакраменто, куда приехало немало верующих, но и на территории СНГ – в Хабаровске, Москве, Санкт-Петербурге, Черновцах… В оборудовании этих студий принимал непосредственное участие Валентин Бурлака.
Я бы сказал, что он был двигателем радиовещания в Сакраменто, хорошим менеджером студии. Если он за что-то брался, то выполнял свои обязанности ответственно, четко и качественно. Причем, он был не только хорошим руководителем, но и разносторонним исполнителем – оператором, звукорежиссером, инженером, ведущим…
С ним было надежно. Ему можно было доверять самое ответственное дело. Он умел работать с людьми, всегда был доброжелательным и выдержанным. В связи с этой тяжелой утратой нам будет очень трудно найти ему достойную замену. Мы ожидаем встретить такого же посвященного и профессионального человека, каким был Валентин Бурлака».
Александр Вивсик, ответственный за видеослужение в Первой славянской церкви ЕХБ: «Когда нам предложили начать видеослужение, мы объединились под руководством Валентина Бурлаки и постепенно начали двигаться в этом направлении. Дело для нас было новое, незнакомое. Возникало много проблем – и организационных, и технических, и финансовых. Но мы все надеялись на лучшее и верили в Валентина. Он сам был вдохновлен этой идеей и нас поощрял на это служение.
Мы с самого начала сошлись с Валентином в труде. Он был хорошим организатором, мудрым руководителем, последовательным в решении тех или иных задач и самое главное – очень честным и щепетильным в финансовых вопросах.
Я скорблю о потере хорошего друга и соработника. Мне его будет очень не хватать. У нас было много совместных планов по дальнейшему расширению видеослужения, и я просто в растерянности, что мы будем делать без него».
Игорь Воронов, директор и ведущий на «Интер-радио»: «Мое знакомство с Валентином Бурлакой состоялось в 1995 году, когда я приехал в Сакраменто из Москвы. Мы сразу с ним сошлись и подружились, поскольку у нас были общие интересы – радиовещание. В ту пору я вместе с Аркадием Атариком начинал вещание в Сакраменто из Нью-Йорка и нам нужны были хорошие христианские программы. Валентин Бурлака, который записывал эти программы в студии FEBC, предложил нам их в изобилии.
С каждым днем наши контакты расширялись и укреплялись. Когда мы начали собственное вещание на «Интер-радио», то уже стали официальными партнерами радио «Теос» и вели программы из общей студии в помещении Первой славянской баптистской церкви.
Лет пять назад мы взялись за новый совместный проект – интернет-телевидение iBratTV. Нагрузка, которая легла на наши плечи и особенно на плечи Валентина, значительно возросла. Но он спокойно, последовательно и ответственно координировал и это служение. Именно ответственность – главная черта его характера.
Валентин был очень хорошим руководителем. Он умел ладить с людьми. За все время нашей совместной работы у нас не было никаких конфликтов. Да и с другими людьми тоже. Я не могу поверить, что его больше нет с нами. С ним было спокойно и надежно».
Николай Константинов, звукооператор Первой славянской баптистской церкви: «Я проработал с Валентином Бурлакой 22 года. За эти годы нам доводилось озвучивать не только все церковные служения, но и музыкальные фестивали, творческие вечера, свадьбы, юбилеи, славянские ярмарки и другие мероприятия. В этом деле я всегда с радостью помогал Валентину.
Он – мой добрый наставник, товарищ, друг, брат. Мы не могли обходиться друг без друга. Мы были тесно связаны с ним не только по совместному служению, но и дружескими отношениями. Я считаю его главным специалистом в нашей церкви по звуковому оформлению и видеовещанию. Вся работа лежала на его плечах. Он один отвечал за все.
Иногда были такие нештатные ситуации, когда приходилось работать до пяти часов утра. Валентин всегда оставался с нами, ремонтировал, отлаживал или устанавливал какую-то аппаратуру. Мы уговаривали его идти домой, т. к. могли все сами сделать. Но он не уходил, оставался, во все вникал и лично сам все проверял.
Для меня его трагическая гибель – очень тяжелая потеря. Я очень любил Валентина. Это был благословенный человек».
Люба Процюк, солистка квартета «Душа и песня»: «С Валентином Бурлакой я знакома практически с самого детства. Мы начали выступать вместе еще в 1968 году, когда Валентину было всего 16 лет. Тогда еще и названия у нашей группы не было. Оно появилось позже, уже здесь, в Америке, после того, как слушатели сами дали нам название – «Душа и песня».
Сергей Морару больше отвечал за музыку, репертуар, а Валентин — за аппаратуру, звучание и транспорт. Причем, звучание было предметом его особой заботы. Я думаю, что это — Божий дар. Валентин все делал очень ответственно, как для Бога. Это был его труд на ниве Божьей. Он стремился, чтобы имя Господа было достойно прославлено.
Когда мы переехали в Америку, то продолжили наше музыкальное служение. Только здесь открылись новые возможности: появилась прекрасная аппаратура, о которой мы могли только мечтать на Украине, звукозаписывающая студия, в которой мы записали около десяти музыкальных альбомов на русском и украинском языках. Наши песни стали звучать по радио. Я считаю, что в этом большая заслуга Валентина.
В последние годы он все свое время, всю энергию, все знания отдавал радиостудии “Теос”, а также интернет-телевидению «Брат ТВ». Он стремился, чтобы с помощью радио и интернета Благая весть достигала многих и многих людей в разных точках мира.
Практически всю жизнь мы были вместе с Валентином и его семьей. Его гибель — это невосполнимая утрата для всех нас».
Оксана Полищук, певица, композитор: «Мы приехали в Сакраменто на полгода раньше, чем Валентин Бурлака. Познакомились с ним в церкви Федора Петровича Карпеца и сразу же нашли общие точки соприкосновения. Началось наше тесное творческое сотрудничество. При его активом участии мы организовали первый творческий вечер в Сакраменто «Свечи зажжем», на котором выступила также Светлана Бурлака. А в его студии был записан мой первый музыкальный аьбом.
Позже каждый из нас пошел своим путем: Валентина пригласил работать в FEBC Руди Винс, а меня пригласил Виктор Гамм для участия в международных евангелизационных служениях. Тем не менее мы сохраняли теплые дружеские отношения.
Я запомню Валентина Бурлаку как человека очень активного, посвященного, открытого и доброжелательного. То, что он ушел из этой жизни, для меня большое потрясение. Я не могу себе представить, что его нет рядом с нами. Он так много сделал для меня лично и для других людей, что навсегда останется в моей памяти».
Александр Полищук, поэт: «Я также могу сказать очень много доброго о моем друге Валентине Бурлаке, с которым меня связывает почти четверть века творческих отношений. Но меня просто потряс тот факт, что он сам, лично повез необходимую аппаратуру для восстановления разрушенной радиостанции в Славянске. В такое тревожное время поехать в горячую точку Украины может далеко не каждый. А Валентин поехал.
Этот поступок вызывает у меня еще большее чувство уважения и благодарности за его посвященность своему служению. Я назвал бы это христианской преданностью, миссионерским мужеством. Его сердце перестало биться на миссионерском поле, потому что его слова никогда не расходились с делом».
Давид Пономарь, президент масс-медиа группы «Афиша»: «С Валентином Бурлакой я впервые познакомился в 1992 году. Практически сразу у нас установились дружеские партнерские отношения. Когда в 1996 году мы начали собственное радиовещание, Валентин предложил нам христианские программы из созданной им к тому времени фонотеки.
А в 1998 году мы – Андрей Бондарь, Валентин Бурлака и я – организовали первую в Сакраменто славянскую ярмарку. Пятнадцать лет мы вместе с ним проводили этот ежегодный праздник, ставший одним из самых массовых и популярных в жизни славянской иммиграции. Благодаря Валентину в ярмарке участвовали многие одаренные солисты и коллективы, причем не только из Калифорнии, но и других штатов, а также из России, Украины, Белоруссии, Молдовы…
Валентин был ответственным, мудрым, безотказным человеком. У него не было врагов. Он находил общий язык с самыми разными людьми, даже с теми, кто конфликтовал друг с другом. Вместе с тем у него была собственная позиция, собственное мнение, которое он умело отстаивал, и я соглашался с ним. Главное его качество – надежность, исполнительность и верность делу, которому он посвятил себя».
Виктор Покидюк, исполнитель, композитор, продюсер, радиоведущий: «Я приехал в США в 1995 году по временной визе без права на работу. Я не знаю, как сложилась бы моя дальнейшая судьба, если бы не поддержка Валентина. Я записал в его студии свой первый музыкальный альбом «От всей души», который получил широкое признание. Это окрылило меня. Так началось наше тесное творческое сотрудничество. Впоследствии вышли и другие альбомы – «Ничто не вечно», «Мосты любви», «Крок до Бога»…
Вместе с Валентином мы организовывали христианские музыкальные праздники – и в пресвитерианской церкви в центре города, и в William Land Park. Валентин предложил мне вести на радио передачу «Премьера песни», которая затем включила в себя и поздравительную программу.
Валентин часто принимал участие в моих авторских проектах – праздниках песни и фестивалях, в частности в вечере «Слава Богу за мои 50» и рождественском проекте «Дар любви» в декабре прошлого года, в котором пели и Валентин, и Светлана Бурлака.
Он навсегда останется в моей памяти как ответственный и трудолюбивый человек, профессионал своего дела. Я ценил его открытое сердце, готовое всегда откликнуться на просьбу о помощи».