Согласно новому исследованию, опубликованному в научном журнале Current Biology, религия не делает детей более альтруистичными. Наоборот, дети, воспитанные в христианских и мусульманских семьях, оказались более жадными и склонными критиковать окружающих. Социологическое исследование, охватившее 1170 детей со всего мира, показало, что дети из нерелигиозных семей чаще, чем их религиозные сверстники, проявляют щедрость.
Религиозные дети также чаще склонны оценивать поведение других как неправильное и стремиться наказать виновного.
По мнению авторов работы, опубликованой в журнале Current Biology, она показывает, что религия и нравственное воспитание детей не обязательно идут рука об руку.
В нынешнем исследовании участвовали дети из шести стран (Канада, Китай, Иордания, Турция, ЮАР и США), среди которых было 510 мусульман, 280 христиан и 323 нерелигиозных ребенка. Возраст участников составлял от 5 до 12 лет.
В ходе эксперимента исследователь лично беседовал с ребенком и предлагал ему взять себе 10 наиболее приглянувшихся наклеек-стикеров. Затем взрослый говорил, что у него нет времени раздавать другие наклейки одноклассникам ребенка, но предлагал ему оставить какие-то из 10 выбранных наклеек в конверте, чтобы владеть ими совместно с одноклассниками. По количеству оставленных наклеек исследователи определяли меру альтруизма.
Как оказалось, дети из нерелигиозных семей оставляли в конверте в среднем 4,1 наклейки, что демонстрирует статистически значимое отличие от детей-христиан (3,3 наклейки) и мусульман (3,2 наклейки).
При этом большая степень религиозности семьи, которая устанавливалась на основе опроса родителей, влекла за собой меньшую степень альтруистичности ребенка.
На количество оставляемых в конверте наклеек влияли также возраст ребенка, социально-экономический статус и страна происхождения, но, по словам авторов исследования, влияние этих факторов было значительно слабее, чем влияние религиозности. Наиболее заметным различие было у детей старшего возраста, вероятность, что 12-летние религиозные дети захотят делиться, оказалась очень низкой.
Также детям показывали короткий видеоролик, в котором кто-то из детей делает другому что-то плохое, например, толкает. Затем дети должны были сказать, насколько, по их мнению, серьезным был инцидент, и как следует наказать виновного. Нерелигиозные дети, как правило, оценивали важность случившегося ниже среднего. Самые высокие оценки серьезности проступка давали дети-мусульмане, они же предлагали наиболее суровые наказания.
Ведущий автор исследования нейробиолог Жан Десети из Чикагского университета считает полученные результаты доказательством того, что секуляризация морали не означает снижения доброты у людей, напротив, демонстрируется как раз обратный эффект. Предлагая гипотезу, которая объясняла бы полученный результат, ученый прибегает к понятию «морального лицензирования» (moral licensing). Человек, оценивающий себя, пусть подсознательно, морально положительным человеком, позволяет себе, опять-таки чаще бессознательно, совершать не очень положительные с точки зрения морали действия.
Специалист по психологии религии Бенджамин Бейт-Халлахми из Университета Хайфы подозревает, что результаты исследования связаны с важностью для многих религий внешнего авторитета и боязни божественного наказания. В то время как дети из религиозных семей учатся хорошо себя вести из послушания по отношению к высшей власти, то нерелигиозные дети приучаются следовать определенным моральным правилам только потому, что «так поступать правильно». Поэтому, по мнению психолога, «когда никто не смотрит, дети из нерелигиозных семей ведут себя лучше».
Однако психолог из Орегонского университета Азим Шариф сообщает, что в аналогичных исследованиях, которые он проводил на религиозных и нерелигиозных взрослых, результаты были иными. Он не обнаружил связи между степенью религиозности и итогами моральных тестов. Возможно, предполагает Шариф, новые данные отражают специфический этап развития детей и нехарактерны для взрослых. Также он отмечает, что никакие контролируемые тесты не могут охватить всего многообразия человеческого поведения в повседневной жизни.
Сейчас Жан Десети работает над расширенным исследованием, которое должно охватить детей из 14 стран. В нем также будет рассматриваться то, как религиозные и нерелигиозные дети распределяют предметы среди разных людей в группе.