Федеральное бюро по тюрьмам (Federal Bureau of Prisons) опубликовало новый статистический доклад об американских заключённых. В частности, аналитики пенитенциарной системы подробно рассказали, за какие именно преступления судьи чаще всего отправляют в тюрьмы.
По данным на конец лета 2018 года, 2.3 млн. человек находятся в 1,719 штатных и 102 федеральных тюрьмах, 901 учреждении для несовершеннолетних, 3,166 локальных/региональных тюрьмах и 76 специализированных исправительных учреждениях на территории индейских резерваций. Если учесть, что население США составляет 328 млн. человек, то за решёткой сегодня находится примерно каждый 142-й житель.
Почти половина (46.1%) всех заключённых осуждены за торговлю, хранение и транспортировку наркотиков. Подпольный бизнес по продаже героина, кокаина, метамфетамина, ЛСД, опиоидных рецептурных препаратов и другого зелья уже много лет является большой проблемой для Америки. Именно наркоторговцы находятся на вершине всей «криминальной культуры» Северной Америки.
Вторая самая крупная категория заключённых (17.7%) — причастные кнезаконным действиям с огнестрельным оружием, взрывчаткой и воспламеняющимися веществами. Поскольку Америка является самой вооружённой страной на планете (один «ствол» — на одного человека), оружейный бизнес давно проник и в подполье. Пистолеты, винтовки, дробовики и взрывчатка такой же ходовой товар, как и наркотики. Спрос на них существует практически в любом городе страны, где уровень преступности выше нуля.
На третьем месте — секс-преступники (9.6%).
Сюда относятся насильники, педофилы и прочий сброд, презираемый как на воле, так и в тюрьме. Многие эксперты считают, что только каждый десятый секс-преступник попадает в тюрьму. Остальные избегают правосудия из-за бездействия жертв (они боятся или стыдятся сообщить о преступлении в полицию) и несовершенства юридической системы.
Напомним, что численность освободившихся из тюрем секс-преступников, состоящих в национальных и локальных базах SexOffendersRegistry, приближается к миллиону человек.
6.8% заключённых отбывают наказание за нарушение иммиграционного законодательства. В подавляющем большинстве случаев осужденными являются нелегальные иммигранты из Центральной и Латинской Америки, которые проникали в США незаконно более 2-3 раз и совершали здесь различные преступления — от магазинных краж до работорговли.
Также среди осужденных много иностранцев, пытавшихся получить грин-карты/гражданство США незаконным способом (фиктивные рабочие визы, фиктивные браки, политическое убежище и т. п.).
6.4% обитателей американских тюрем — взяточники, вымогатели и мошенники. Такие преступники очень часто остаются безнаказанными, поэтому судьи и прокуроры практически всегда — если уж они попались — приговаривают их к максимальным срокам. Практически каждый приговор — образцово-показательный и широко освещаемый в СМИ (чтобы другим неповадно было).
Далее следуют осужденные за кражи, грабежи со взломом и преступления против имущества (4.8%). Эти разновидности злодеяний постепенно уходят в прошлое. Во-первых, современные системы видеонаблюдения и сигнализации очень эффективны. Во-вторых, люди стали реже хранить наличные деньги и драгоценности в свободном доступе.
3.8% заключённых отбывают наказания за ограбления (robbery). Это одно из самых тяжких преступлений, которое обычно совершается с применением холодного или огнестрельного оружия.
Большинство зэков этой категории — грабители банков. Получить деньги от клерка в окошке сегодня легче, чем любым другим криминальным способом. Инструкция обязывает работников банков беспрекословно выполнять все требования налётчиков.
«Брать банки», однако, решаются только самые отчаянные, так как срок за такое преступление — внушительный.
3.3% зэков сидят за убийства, нападения с отягчающими обстоятельствами и похищение людей. Среди таких осужденных практически никогда не бывает «случайных людей». Это хладнокровные преступники, для которых тюрьма — дом родной.
Лишь 0.3% обитателей исправительных учреждений являются «белыми воротничками», которые пытались нажиться на аферах с финансами, страховками, подделками, растратами и т. п.
Судьи довольно часто прощают банкиров, трейдеров, иншуренсных агентов и других специалистов с хорошим образованием, если они идут на сделку со следствием и соглашаются возместить все расходы. Потеря лицензии для таких людей — гораздо большее наказание, чем комфортабельная камера в федеральной тюрьме.
Несмотря на колоссальное количество зэков в тюрьмах, американская система правосудия является довольно мягкой для преступников-новичков. Если человек не является убийцей, насильником и/или педофилом, то cхорошей командой адвокатов у него довольно высокие шансы получить испытательный срок (принудительные работы, штраф, ношение браслета, посещение специальных семинаров и т. п.). Если судья, однако, встречает подсудимого второй раз, то практически всегда карает по всей строгости закона. Поэтому практически все тюрьмы набиты преступниками, у которых ранее был шанс на исправление, но которые им не воспользовались.
Евгений Новицкий