Прожить тринадцать лет в США, поработать в успешном стартапе в Силиконовой Долине и вернуться в Беларусь. Кто-то скажет: «Безумство!». А наш герой считает, что правильное и взвешенное решение.
Виталий Князев уехал в США, когда ему было 20. За тринадцать лет Виталий успел получить три образования в университете во Флориде, поработать в нескольких компаниях и стартапах в разных штатах, наработать опыт и «экспертный капитал» – то, что, собственно, и ценится сегодня в IT-специалистах. Фактически, он реализовал мечту многих разработчиков, дизайнеров, менеджеров, но решил вернуться на родину.
Обанкротиться за полгода
– В Силиконовой Долине я работал в двух стартапах, – рассказывает Виталий Князев, архитектор-решений, инженер по техническим интеграциям и веб-разработчик. – Название первого стартапа никому ни о чем не скажет: уже не осталось даже сайта. Мы делали продукт, который можно охарактеризовать как упрощенный онлайн-фотошоп для людей, увлекающихся scrap-booking. Он позволял пользователям украшать свои цифровые фотоальбомы — добавлять «цветочки-бабочки», а потом делиться ими с друзьями и родными или распечатывать физическую копию хорошего качества. Это – распространенная американская традиция.
Полгода наш стартап базировался в Майами. Потом в 2010 году руководство решило перевести его в Сан-Франциско. Это было мудрым решением. Но, к сожалению, впоследствии компания выбрала неверную стратегию: ударилась в геймификацию, пыталась монетизировать продукт только через фейсбук, вместо того, чтобы продолжать работать с нашей основной аудиторией. На пике развития Yahoo хотела купить этот стартап за более чем 20 млн долларов при инвестициях в 11 млн. Но руководство отказалось, надеясь на лучший финансовый исход. А в конце концов, продало компанию за 0,5 млн. долларов. Фактически в Сан-Франциско компания обанкротилась в течение полугода.
Продукт для Disney и HBO
Вторая компания, в которой я проработал почти 6 лет, – Сonviva. Основатели все еще называют её стартапом, хотя на рынке она уже 10 лет. Conviva создала высокотехнологичный продукт и сопутствующие сервисы, связанные с видео-аналитикой и оптимизацией. В частности, компания собирает статистику о качестве и иных метриках видео – записанного или в реальном времени. Приложение предоставляет в режиме реального времени большим медиа-корпорациям информацию о состоянии их видео-экосистемы. Среди заказчиков Conviva такие гиганты как: Disney, HBO, BBC, ESPN, CNN, IBM, TimeWarner и др.
Например, зайдя в портал Conviva, в Disney могут видеть, что в данную минуту в Минске с их платной видео-платформы фильм «Красавица и чудовище» смотрят 100 человек. Из них 10 человек используют телефон, у двух – проблемы с буферизацией, поэтому качество картинки плохое, а у трех картинка вовсе не показалась. На основе этой статистики и различных алгоритмов заказчик может улучшить свою видео-инфраструктуру. В Беларуси подобные проекты пока не востребованы: люди больше привязаны к телевизору, либо не стесняются заниматься пиратством в таких масштабах, в которых оно не существует в западных старанах.
Как попасть в стартап
В Штатах разработчику попасть в стартап проще, чем найти работу представителям других профессий. Например, когда я искал работу 8 лет назад, мне сделали предложение сразу три компании. При том, что, как мне самому показалось, два интервью прошли далеко не успешно. Тем не менее все компании сделали предложение о найме. Сейчас, думаю, ситуация похожая.
Спрос на разработчиков есть, хотя некоторые поговаривают о раздутости рынка и необоснованно завышенной зарплате во многих стартапах.
С другой стороны, в успешном трудоустройстве многое зависит от конкретного человека. В частности, от умения «продать» себя. Наши РТИ-шники больше склонны к инженерии, сложным алгоритмам, решению нетривиальных технических задач. А в стартапах зачастую умение общаться, влиться в коллектив, изложить свои мысли ясно, написать краткий, но понятный емейл не менее важно, чем умение писать хороший код. Еще играет роль наработанный опыт, знание разных технологий и бизнес-процессов. Например, сейчас, будучи участником многих онлайн-сообществ, я вижу немало людей из Беларуси. Наши ребята активно представлены в open-source комьюнити, выкладывают свои наработки на GitHub и BitBucket.
Эта активность, конкретные проекты, участие и помощь в разработке open—source sotware всегда ценятся работодателями, особенно в маленьких компаниях, где смотрят больше на результат и конкретные достижения, чем на резюме.
Наверное, для белорусов, главным вопросом для попадания в американский стартап остается хорошее знание английского.
Найти баланс между работой и жизнью
Главная причина, почему я вернулся в Беларусь – семейная: отец стареет и болеет. Нужно было быть ближе к нему. Вторая причина – баланс между свободным временем и работой. В Силиконовой Долине все смещено в сторону работы по причине культурных и социальных особенностей, дороговизны жизни. Да, здесь зарплата у разработчиков выше, чем у коллег из других штатов.
Но большая часть этой зарплаты уходит на выплату огромной аренды жилья, машины, различные страховки, медицинские расходы и прочее.
На руках остается относительно немного денег, если оценивать американскими категориями доходов.
Еще один момент – культурные различия американского общества и белорусского. Там люди работают, чтобы на пенсии наслаждаться жизнью. В Америке это нормально, что отпуск всего две недели. Причем часто не рекомендуется брать эти две недели сразу. И одно дело, когда ты – один из основателей стартапа или один из десяти первых работников: тогда можно усердно поработать 3-4 года, и, если повезет, это окупится так, что больше работать будет не нужно. А если ты – всего одна из многих спиц в колесе, и при этом пашешь-пашешь, как и основатели без остановки… На каком-то этапе мне это надоело. Мне кажется, гораздо интереснее молодым подняться на Эверест в хорошей компании. А не ждать пенсии, чтобы ездить по экскурсиям на автобусе со старичками.
«Плюсы» Беларуси
- Прямолинейность. В Силиконовой Долине коммуникация имеет особенность: в ней не хватает прямоты. Члены команды всегда на позитиве, но зачастую боятся говорить о проблемах, слабых решениях, конкретных недоработках, людях, банально некомпетентных в своей сфере. Хотя именно прямолинейность и отсутствие страха говорить и решать проблемы зачастую и отличают хороший стартап от плохого. По этой причине я и ушел из предыдущей компании: часто решения принимались нелогичные и, очевидно, неправильные с технической точки зрения, менеджмента, развития продукта. На собраниях постоянно говорилось о радужных перспективах, в то время как талантливые люди уходили из компании, а финансово «воз был и ныне там» – и это после 10 лет существования компании.
- Логика, логичность, стремление к конкретным техническим и статистическим показателям. В белорусских стартапах, мне кажется, этого больше, чем в тех компаниях в США, где я работал. Мне импонирует такой подход.
- Расходы на инженеров. В Беларуси они в разы меньше, чем в Долине. Поэтому финансово логичнее открыть свой стартап здесь, учитывая что таланливых разработчиков у нас немало
«Минусы» Беларуси
- Отсутствие инициативы. Особенно это характерно для взрослого поколения – людей, проведших значительную часть жизни в Советском Союзе. Десятилетиями их приучали к мысли, что за них кто-то примет решение, организует их жизнь. В итоге многие не видят связь между своими действиями и результатом, качеством жизни.
- «Совковость». Даже сейчас Беларусь – маленький Советский союз. Люди в быту не замечают, что зачастую просто банально хамят и совершенно не замечают других людей вокруг себя. Вполне нормальное явление: продавец в магазине злится и повышает тон на своих покупателей, вместо того, чтобы с хорошим настроением помочь им и получить моральное удовольствие от работы.
- Леность. Возвращаясь из-за рубежа, становится заметным, что белорусы очень ленивы. Это заметно даже в ресторанах: по скорости обслуживания. Наши люди часто жалуются, что работа плохая, надоела, но при этом у них почти месяц отпуска, куча выходных, оплачиваемый больничный… При этом часто они не создают никакого полезного продукта или сервиса для других людей, чтобы обосновать большую зарплату.
С другой стороны, может, в лености белорусов сокрыт философский смысл. Ведь счастье в жизни не измеряется проработанными часами или заработанными деньгами. Наверное, баланс где-то посередине.
…Вернувшись в Беларусь, я хочу посвятить себя своим идеям, новым технологиям и бизнес-планам. В глобальном мире информация доступна, физическое месторасположение почти не влияет на успех инициативы, особенно на ранних этапах. Никто, кроме тебя, не мешает придумать идею, которая может потенциально завоевать мир, или просто принесет доход и основателям, и сотрудникам.
Поэтому мне хочется участвовать в жизни Беларуси и её будущем, в становлении стартаперского движения. Хочется больше помогать стране и людям, среди которых я вырос. Пора, наверное, начинать отдавать свой опыт. Я немало участвую в благотворительности… Кому-то важнее уехать в Штаты, купить большой дом в пригороде, растить детей и жарить барбекю. Я понял, что это – не мое. Хочу основать что-то свое здесь или присоединяться к перспективной команде единомышленников.
Ставьте LIKE на странице DiasporaNews в Facebook. Мы будем сообщать вам о важном и интересном.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
http://www.diasporanews.com/top7/