Какая связь между героями комиксов и детской агрессией

madison-dental
european-delikatessen
telegram
previous arrow
next arrow

Авторитетный журнал Journal of Abnormal Child Psychology опубликовал результаты исследования о влиянии характеров, привычек и поступков супергероев комиксов (блокбастеров, мультфильмов, видеоигр) на степень детской агрессии.

Посредством масштабного опроса детей и родителей психологи пришли к выводу, что подражание супергероям может вылиться в жестокость и насилие. К примеру, дети часто мечтают “бить врагов как Супермен”, но при этом особенно не задумываются над образом этого самого “врага”, которым может оказаться младший брат/сестра, слабый ровесник, одноклассник, домашнее животное…

Вместе с тем исследователи подняли важную тему моральных и нравственных качеств современных супергероев. За последние десятилетия сверхспособностей у детских кумиров значительно прибавилось, однако они всё меньше походят на живых людей, видящих грань между злом и добром.

Чтобы увидеть гуманизм и человечность супергероев прошлого, достаточно проанализировать самых популярных в глазах детей и подростков супергероев за последние 87 лет.

Так, 30-е годы остались за морячком Попаем (Popeye), который избавил детей сразу от нескольких комплексов.

Этот супергерой доказал, что совсем необязательно быть красивым для завоевания женских сердец, и что благородство — главный ключ к успеху. Вместе с тем, Попай доказал, что физические особенности врага не имеют никакого значения. Если правильно питаться (шпинат), то можно побить даже самого большого и сильного недруга.

Также в 30-е годы дети поняли, что физическая сила ничего не значит, если у человека нет интеллектуальных способностей. Для этого был придуман детектив Дик Трэйси (Dick Tracy), который лупил своих врагов только в экстренных ситуациях.

Несмотря на огромное телосложение, Трэйси много анализировал, сопоставлял различные фаты и делал выводы. С его появлением драться в детской среде стало немодно.

40-е годы ознаменовались появлением более чем 100 новых супергероев. Несмотря на совершенно разные сверхспособности, большинство из них искренне любили Америку и хотели сделать её лучше.

Именно в это время в головы детей была заложена простая идея: патриотизм является не банальной любовью к родине, а постоянным действием, главное из которых — ежеминутная борьба за свои права.

Об этом постоянно говорили Дядя Сэм (Uncle Sam) и Капитан Америка (Captain America).

Интересно, что американский патриотизм прививался совершенно иначе, чем, например, советский. Дядя Сэм и Капитан Америка абсолютно нейтрально относились к другим странам, однако постоянно демонстрировали, что свобода — это не вечное состояние. Стоит только расслабиться и обязательно кто-нибудь пожелает позариться на эту самую свободу.

Пропагандистские мультики в СССР, начиная с 20-х годов, воспитывали патриотизм в духе ненависти к другим странам. Настоящий советский патриот с малых лет понимал, что “везде одни враги”.

В 50-е годы супергерои часто увлекались физикой, химией и научными открытиями. До сих пор ходят слухи, что “заказ” на тогдашних супергероев поступил от спецслужб США, разочарованных малым количеством экспертов в точных науках.

В частности, Капитан Комета (Captain Comet) много знал о космосе и Вселенной. Барри Аллен, он же Флэш (Barry Allen/Flash) обрёл свои сверхспособности после казалось бы неудачного эксперимента в лаборатории. Марсианский охотник (Martian Manhunter) проявлял интерес к внеземным цивилизациям и обладал блестящим интеллектом.

Если в 30-е и 40-е годы супергерои закладывали в детей преимущественно подсознательные благородные качества, то кумиры 50-х открыли несовершеннолетним большое количество научных фактов.

Смотреть мультфильмы и читать комиксы стало не только интересно, но и полезно.

В 60-х Marvel Comics запустил в массовую культуру одного из самых популярных супергероев последних 50 лет — Человека-паука (Spider Man).

К сожалению, сегодня этот персонаж похож на свой оригинал только внешне. Создатель Человека-Паука художник Стэн Ли неоднократного говорил, что каждое действие супергероя должно вкладывать в головы детей одну простую, но очень важную мысль: с большой силой и возможностями приходит не менее большая ответственность.

Раньше так оно и было. Сегодня его популярность кроется по большому счёту в компьютерной графике.

Вообще, в 60-е годы многие супергерои являлись трагическими персонажами. Они не радовались своим способностям, а мечтали быстрее от них избавиться. Поэтому дети часто выходили из кинотеатров и заканчивали читать комиксы с мыслью: “Супергерой = это хорошо, но простой человек — ещё лучше. Я рад, что я — это я!”.

В 70-х годах через образы супергероев навязывались идеи дружбы и поддержки. Тогда появились знаменитые Защитники (Defenders) и новые Люди Икс (X-Men).

Супергерои спасали мир парами, втроём или целыми группами. Принцип “лучше вместе, чем порознь” закладывался практически в каждое произведение. При этом партнёры-супергерои часто обладали совершенно разными характерами, внешним видом и способностями.

В те времена Америка впервые столкнулась с такой серьёзной проблемой как детская и подростковая депрессия. Супергерои должны были донести идею, что все люди разные, но всех их необходимо уважать.

Любая дискриминация — недопустима.

Что касается 80-х годов, то это десятилетие трудно поддаётся какому-либо анализу. Появление в домах и квартирах видеомагнитофонов привело к появлению такого количества продукции о супергероях, что её трудно подвергнуть какой-либо классификации. В это же время создатели комиксов/блокбастеров начали откровенно халтурить, создавая низкокачественную продукцию.

Тем не менее, в 80-е появилось много женщин-супергероев. В частности, Электра (Electra), жена Халка (She-Halk), Эмма Фрост (Emma Frost) и Китти Прайд (Kitty Pride).

Следующее десятилетие стало первым в длинной истории американских супергероев, когда у их создателей исчерпалась фантазия. Голливуд осознал, что возрождать старых персонажей гораздо выгоднее, чем новых. Такой подход поможет привлечь в кинотеатры сразу несколько поколений зрителей и сократит затраты на разработку новых образов. Как результат, на экраны и в комиксы вернулась добрая треть вышеперечисленных супергероев.

Главной особенностью их внешнего вида стала чрезмерная мускулистость. Это следствие “лихорадки бодибилдинга” 90-х годов, которая в США охватила всех — от мала до велика.

Нулевые годы окончательно убили самобытность и уникальность супергероев. Технологическая революция поставила на первый план спецэффекты, а не личность. В редких случаях успеха удавалось добиться харизматичной актёрской игрой, однако сам персонаж при этом оставался пустым и нераскрытым. Яркий тому пример — Джонни Депп в образа Джека-Воробья (Jack Sparrow — “Пираты Карибского моря”), который стал довольно нетипичным детским кумиром.

Кроме того, супергерои XXI века нанесли большой удар по детскому воображению, которое из чёрно-белого плохо пропечатанного комикса 30-х годов воссоздавало гораздо больше, чем блокбастер с бюджетом $200 млн. Супергерои стали обыденностью, перекочевав в видеоигры, приложения для смартфонов, разнообразные мультсериалы и т. п. Как результат, предложение супергероев сегодня значительно превышает спрос. Это уже не те уникальные личности, которых стоит изучать и на которых можно равняться. Они просто существуют.

Возвращаясь к начальной теме нашей статьи, можно резюмировать: возможно, авторы статьи в Journal of Abnormal Child Psychology правы и супергерои действительно вызывают, какую-то степень агрессии. Однако гораздо важнее понять, нужны ли вообще нынешним детям образы, насаждаемые Голливудом?

В 2017 году на экраны США не выйдет ни одного детского блокбастера с бюджетом ниже $75 млн., который не был бы римейком, приквелом, сиквелом или спин-оффом уже давно изъезженного фильма/комикса /мультфильма/видеоигры. Супергерои топчутся на одном месте и не знают, что именно предложить американским детям, которые — в отличие от них — всё-таки склонны к развитию…

Ставьте LIKE на странице DiasporaNews в Facebook. Мы будем сообщать вам о важном и интересном.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

http://www.diasporanews.com/top7/

telegram
telegram
previous arrow
next arrow