Лица столицы: Ирина Яницкая, директор шести филиалов Highlands community charter school

Знакомим вас с новой героиней рубрики «Лица столицы» на Диаспоре — Ириной Яницкой, директором шести филиалов Highlands community charter school.

– Ирина, давайте начнем вашу историю с вашей родины. Откуда вы приехали и что вы там до Америки делали?

– Я родом из красивейшего украинского города Винницы. Я была учителем всю свою взрослую жизнь. На момент нашего отъезда в 2018 году я работала завотделением музыкального колледжа и параллельно преподавала. К 2018 году у меня в жизни все сложилось: я дописала диссертацию, вот-вот и защита, меня повысили, у меня свой кабинет и… мы выиграли грин-карту.

– Тяжело было бросать карьеру?

– Вы знаете, мы с мужем всегда мечтали уехать, поэтому дилеммы для нас особой не было. Мы просто поняли, что один этап нашей жизни завершился, время начинать новый. Ну, а если не получится, всегда можно засунуть гордость поглубже и вернуться.

– Вы работаете в школе, куда люди, когда попадают в Америку, приходят в первую очередь за тем, чтобы выучить английский, а как у вас обстояли дела с языком?

– Я не могу сказать, что я совсем не знала, какие-то знания были, но разговорной практики не было.

– Почему вы приехали в Сакраменто?

– У нас здесь были знакомые, а начинать проще там, где есть хоть какая-то помощь. Но здесь мы прожили только первые два месяца, потом на два года уехали в Сиэтл, а потом вновь вернулись в столицу Калифорнии.

– Сиэтл большой прекрасный город, природа в штате Вашингтон красивейшая и не беднее нашей. Почему вы вернулись?

– Этот вопрос нам задают все. Честно, просто не подошел климат. Вашингтон у меня в сердце навсегда, там действительно очень красиво, но времени наслаждаться этой красотой не было, так как мы бесконечно болели. И наша врач как-то спросила меня: а вам принципиально жить в этом штате? Если бы мы работали в Майкрософт или на заводе Боинг, то мы вряд ли уехали бы, а так как я работала в садике при компании Боинг (это был мой способ выучить английский язык), то для нас это было не принципиально. Но прежде чем осесть окончательно в Сакраменто, мы покатались по 23 штатам, изъездили восточное побережье и убедились, что как бы там ни было хорошо, Калифорния и Сакраменто для нас гораздо лучше.

– Чем лучше?

– Климат чудесный и очень много наших. Да, я язык уже выучила, то есть в общении с американцами для меня нет никакой проблемы, но когда рядом с тобой есть люди твоей культуры, есть социальная жизнь, радио, газеты на твоем языке, это очень здорово! И сейчас, куда бы мы с мужем не ехали, мне всегда хочется домой. Это для меня главный показатель того, что я там, где должна быть.

– Вы сейчас на очень солидной должности в одной из самых известных и больших чартерных школ для взрослых в Калифорнии. Люди приходят к вам выучить английский, получить американский диплом о среднем образовании, освоить профессию. И если с профессией мне все ясно, то зачем людям каждый день тратить четыре часа своей взрослой жизни на занятия языком в вашей школе – не очень понятно. Есть же гораздо более быстрый способ – найти работу там, где общение только на английском. Это же гораздо удобнее – и деньги зарабатываешь, и язык учишь. Ребенок же учит язык не в школе, а слушая, как говорят его родные.

– Все правильно вы говорите, но есть главное звено в этой логической цепочке – найти работу в американской компании. И именно этот пункт часто пугает и останавливает взрослых людей, которые попросту не верят в свои силы, не верят, что в их возрасте можно научиться говорить по-английски с нуля. И таких – большинство. Им нужна поддержка, направление, помощь на их родном языке, на что заточены все наши учителя и их помощники, они у нас самые большие чирлидеры наших студентов. А потом, когда человек приходит в класс и видит своих ровесников, он понимает, что он не один, что людей в такой же ситуации очень много и не знать что-то совсем не стыдно. Плюс, когда ты начинаешь заниматься, ты видишь постоянный прогресс, а это очень вдохновляет, ты снова начинаешь верить в себя и в то, что способен поменять свою жизнь к лучшему. Да, это не просто, да, это требует времени и усилий, но когда ты не один, это не так страшно.

– Ира, а как вы попали в Highlands?

– Сначала, когда мы вернулись в Сакраменто, я работала в школе с детками, но, честно говоря, мне со взрослыми интереснее и легче и я искала какую-то альтернативу. Когда началась война и сюда стали приезжать те, кто еще совсем недавно не собирался и не хотел покидать свою родную страну, мне очень захотелось помогать этим людям, и я вспомнила про Highlands. Дело в том, что я, когда только приехала в Америку, тоже ходила в эту школу, и очень хорошо помню, как я туда шла в первый раз, написав на листочке мои вопросы на английском, а меня на ресепшен встретила девушка, которая говорила по-украински. Для меня в тот момент человек, который говорит на родном языке, был, как спасательный круг утопающему. И я решила, посмотрю, может быть у них есть вакансии? И там была должность International High School Navigator со знанием русского и украинского. Это работа в департаменте помощи студентам, где мы помогали людям записаться в школу, разобраться с нашими ресурсами, рассказывали про карьерные программы и особенности американской жизни.

– Вас взяли с первой попытки?

– Да, в феврале я стала искать работу, а в июле уже работала. Я просто влюбилась в нашу команду, все, что мы делаем, меня просто поражало и я хотела быть частью всего. Я старалась волонтерить на всех наших мероприятиях и во время одного из таких мероприятий познакомилась с нашим CEO. Мы как-то разговорились, он спросил, как я сюда попала, чем раньше занималась, что сейчас делаю, и я ему рассказала о моем учительском и административном опыте. И он мне говорит – знаешь, мне понравилось то, что ты мне рассказала, я хочу пригласить тебя на интервью на должность директора одного из наших филиалов. Как вы понимаете, интервью я прошла. Я эвалюировала все дипломы, мое консерваторское образование мне засчитали, как магистратуру по педагогике.

– Подождите, так вы учитель музыки?

– Изначально да. Знаете, многие, кто приезжает в Америку, совершенно обесценивают свой предыдущий опыт, а этого делать нельзя! У вас же была жизнь, вы набрались совершенно разного опыта, не бойтесь опираться на него, когда ищете работу. Американцам важно не то, где вы это делали, а то, что вы это умеете делать. Наши люди вообще себя недооценивают, и очень часто именно это делает их старт в новой стране еще более травматичным.

– А что бы вы посоветовали тем, кто недавно приехал и не может найти себя в новой стране?

– Я тоже была в таком состоянии, тоже были мысли о возвращении, поэтому я прекрасно понимаю это состояние. Ребята, просто дайте себе время, месяц и даже год – это мало, чтобы освоиться в новой стране и начать жизнь с нуля. Подождите хотя бы года три, дайте себе шанс увидеть и понять настоящую Америку. Учите язык, как только вы начнете хотя бы понимать, что вам говорят, вам уже станет намного легче, как только вы заговорите, перед вами откроются уже совершенно другие перспективы. Будьте добрее к самому себе, не требуйте от себя сразу заработков в миллионы долларов, потерпите с желанием купить дом и дорогую машину. Все это будет обязательно, просто не так быстро, как бы хотелось, и это нормально. Не зря Америку называют страной возможностей, но за год эти возможности вы просто не успеете разглядеть. И окружайте себя людьми с положительными примерами, а не теми, кто говорит, что вы ни на что не способны. Девиз нашей школы «Никогда не поздно», и, видя успехи наших студентов, я абсолютно уверена, что это действительно так!

СПОНСОР